9news (9news) wrote,
9news
9news

Categories:

Азовский конфликт: как Россия «отжимает» Азов

 Азовский конфликт: как Россия «отжимает» Азов


Больше чем год российские спецназовцы блокируют Керченский пролив. Украинские военные говорят, что корабли ФСБ России не стесняются подходить вплотную к украинским берегам на Азовском море, при этом они ничего не нарушают. Азовское море ‒ неклассическое в понимании международного морского права. Дело в том, что в 2003 году Украина и Россия подписали договор о так называемое совместное море.

Чем эта сделка обернулась для Украины после начала агрессивных действий России в Азовском море, выясняли журналисты Крым.Реалии, проекта Радио Свобода.

Мариупольский морской торговый порт называют «морскими воротами Донбасса», он самый большой на Азовском море. На протяжении последних пяти лет порт переживает не лучшие времена ‒ количество судов, заходящих в порт и выходят из порта, уменьшилось более чем наполовину. География Индийского и Тихого океанов потеряла актуальность для Азова Игорь Барский

«Если раньше из Мариупольского порта грузы отгружались практически на все континенты земли ‒ Северную и Южную Америку, Африку, Юго-Восточную Азию, Китай, Индонезию и даже Японию, то сегодня в Юго-Восточную Азию из Мариуполя невозможно отправить ни одно судно. Поэтому география Индийского и Тихого океанов потеряла актуальность для Азова», ‒ говорит начальник Администрации морских портов Украины в Мариуполе Игорь Барский.



А причин тому несколько: военные действия на Донбассе, сооружение Керченского моста ‒ теперь не все суда могут пройти под ним по размерам ‒ и блокада российскими спецслужбами Керченского пролива. «Имеем право осматривать ‒ осматриваем»

В апреле 2018 года украинские пограничники задержали рыболовецкое судно «Норд», ибо оно неоднократно заходило в закрытые Украиной крымские порты. Российская же сторона это задержание восприняла как провокацию и устроила блокаду для судов, идущих в Украину.

«Такие осмотры проводятся не на дискриминационной основе... Задержка судов перед прохождением Керченского пролива не связана с украинским контролем. Этот порядок обусловлен специфическими габаритами канала, в частности, предусматривает лоцманский сопровождение, для этого корабли предварительно формируются в караваны, что занимает определенное время», ‒ пыталась объяснить действия России на море официальный представитель МИД России Мария Захарова в ноябре 2018 года.



При этом в российских СМИ даже не скрывали, что на самом деле блокада ‒ это ответ на задержание судна «Норд».

«Есть конвенция, есть морское право, и имеем мы в связи с этим правом осматривать и осматриваем», ‒ сказала в эфире телеканала «Россия-1» российская телеведущая Ольга Скабєєва.

Постоянный мониторинг ситуации в Черном и Азовском морях в Украине проводит украинская неправительственная организация «Майдан иностранных дел» совместно с украинским сайтом Black Sea News. У специалистов есть сведения каждого плавсредства. Так, за май-июль 2018 года российские спецслужбы задержали более 80 судов, направлявшихся в Украину. А среднее время остановки перед входом до Азовского моря с нескольких часов увеличился до пяти дней. На выходе в Черное море ситуация была практически такой же: в августе-октябре суда простаивали в среднем по 3-4 дня.





В ноябре того же 2018 года корабли украинского флота попытались пройти через Керченский пролив. Российские спецслужбы их не пустили, обстреляли и задержали. Тогда россияне взяли в плен 24 украинских моряка и захватили три украинских военных корабля. Через десять месяцев военные вернулись домой, а восторженные ФСБ украинские корабли «Бердянск», «Никополь» и «Яны Капу» 18 ноября 2019 года вышли из аннексированного Крыма и 20 ноября вернулись на материковую часть Украины.

Теперь суда, идущие в Азовское море, больше не задерживают, однако время стояния все равно колеблется от суток до двух. А для бизнеса ‒ владельцев груза ‒ это убытки в десятки тысяч долларов.

«Это элемент давления и элемент гибридной войны. Они хотят сделать Азовское море русским озером», ‒ уверен начальник Администрации морпортов Украины в Мариуполе Игорь Барский.

«Выдумка российской власти»

До аннексии Крыма прохождения Керченским проливом, как говорят, от буя к бую, занимало не больше трех часов. Теперь все суда, кроме очереди на лоцманский сопровождение, вынуждены ждать еще и на визит ФСБ. Проверка занимает 10 минут, остальное время те, кто осматривает, сидят на судне, пьют чай и высиживают тот норматив, который им выделен ‒ час на судно Игорь Барский

«Они подходят практически на резиновых лодках. С этих лодок при ветре, при качке очень сложно высадиться. Вот и выходят эти задержки на сутки-двое, то есть пока россияне не могут высадиться на эти суда. Сам же осмотр ‒ это проверка судовой роли и паспортов моряков, паспортов экипажа. Такая проверка занимает 10 минут, остальное время те, кто осматривает, сидят на судне, пьют чай и высиживают тот норматив, который им выделен ‒ час на судно», ‒ объясняет причину таких задержек Игорь Барский.

Крым.Реалии провели свое наблюдение. Поскольку сесть на торговое судно и пройти под Керченским мостом возможности нет, выручает интернет ‒ можно проследить за плавсредством онлайн. На навигационном сервисе MarineTraffic мы выбрали два корабля, которые с одного места примерно в одно и то же время должны пройти похожим маршрутом через Азовское море в Россию и в Украину.



Российское судно Viking из Стамбула в Ростов-на-Дону стартовало 5 ноября, на следующий день из того же порту, но уже в Бердянск двинулось панамське судно Ibrahim Konan. Оба корабля поставили на якорь перед Керченским прот��кой. Панамське судно подошло к точке наблюдения 8 ноября в 21:10, а российское ‒ 9 ноября в 3:55. В Азовское море Viking зашел 10 ноября в 13:00 и через сутки дошел до Ростова-на-Дону. Время задержки и прохождение Керченского пролива составил 33 часа. Ibrahim Konan повезло больше ‒ Керченский пролив он преодолел за 27 часов 40 минут и чуть больше чем за сутки дошел до места назначения ‒ Бердянск.

Таким образом судно под панамским флагом, чтобы пройти Керченский пролив, простояло на 5 часов меньше, чем судно под российским флагом. Исследования Крым.Реалии ‒ это один отдельно взятый пример, но если сравнивать его с масштабной аналитикой Black Sea News, такой результат – скорее исключение, чем правило.

«Эти задержки нужно исключить, их не должно быть. Это выдумка российской власти для того, чтобы как-то объяснить необходимость защиты и контроля безопасности установленного моста», ‒ настаивает начальник Администрации морпортов Украины в Мариуполе.



Украинские пограничники российские судна не останавливают, но за пограничниками ФСБ следит, говорит командир Мариупольского отряда морской охраны Николай Сіринський.

«Для нас нет разницы, какой порт назначения, у нас есть только законные основания. Если судно ничего не нарушает, мы его не останавливаем. Азовское море должно быть свободным для плавания под флагами разных стран», ‒ отмечает военный.



В скорое возвращение свободного судоходства на Азовском море портовики не очень верят и готовятся к дальнейшим убыткам. Но допускать банкротство в порту не намерены, здесь углубляют дно у причалов и почти достроили новый зерновой комплекс.

Справка: после аннексии Россией украинского Крыма в 2014 году правительство Украины объявило все крымские порты закрытыми, вход в них любого судна является нарушением не только законодательства Украины, но и международных норм судоходства.

Tags: АДМИНИСТРАЦИЯ, ВРЕМЯ, ГОД, ЗАДЕРЖКА, ИГОРЬ, КОРАБЛЬ, КРЫМ, МАРИУПОЛЬ, МОР, НАЧАЛЬНИК, НОЯБРЬ, ПОГРАНИЧНИК, ПОРТ, ПРОВЕРКА, РОССИЯ, СУД, СУТКИ, УКРАИНА, ЧАСЫ
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments