9news (9news) wrote,
9news
9news

«Заботимся о своем культурном наследии, как итальянцы». В Риме состоялась премьера украинского филь

 «Заботимся о своем культурном наследии, как итальянцы». В Риме состоялась премьера украинского фильма «Веронські сокровища»


Рим – «Кражей века» назвали в Италии то, что постигло музей Кастельвеккио в Вероне почти 5 лет назад. Злоумышленники похитили 17 картин знаменитых художников эпохи Возрождения. Через 6 месяцев произведения искусства нашли в Одесской области. Впоследствии Украина передала Италии ее достояние. Украина передала Италии 17 картин из музея Вероны

Эта история стала настоящим детективом, который теперь воссоздали в документальном фильме «Веронські сокровища» режиссер Светлана Лищинская и продюсер Александр Дріз. Мировая премьера ленты состоялась 28 февраля в Риме в рамках Дней украинского кино в Италии.

Потрясающая история веронської «кражи века» не давала покоя многим на Апеннинах. Это была почти национальная культурная трагедия, а для веронцев – и подавно. Кто, как и зачем это сделал? И самое главное – кто заказал? На большинство из этих вопросов можно найти ответ в часовой ленте «Веронські сокровища».

А еще, по словам авторов, это фильм о профессиональных украинских следователей и о важности оберегать памятники национально-культурного наследия. Картина снята за государственные средства и по заказу министерства культуры Украины. Она стала полнометражным документальным дебютом кинорежиссера Светланы Лещинский, опытной телевизионщицы.

В течение почти полтора года съемочной работы авторам ленты пришлось «перекопать кучу прессы», разбирать фразы чиновников и криминалистов, которые «так говорят, чтобы ничего не сказать», убеждать итальянцев в отсутствии политических подтекстов при освещении процесса расследования. Несмотря на сложную схему резонансного сделки, авторы пытались как можно доступно представить историю похищения и нахождения художественных сокровищ.

Как установили уголовные аналитики в Украине, одна гражданка Молдовы (по национальности украинка) из круга контрабандистов получила заказ из Москвы на похищение картины в Вероне. Ее партнер – гражданин Италии – имел брата-близнеца, который и работал охранником в веронском музее Кастельвеккио. Они совместно разработали операцию кражи 11 ноября 2015 года: сымитировали нападение на охрану и вырезали из рамок 17 (!!!) исторических полотен. По данным украинского следствия, члены преступной группы, которые занимались наркоторговлей, находились чаще в Москве, чем в Молдове. В краже, транспортировке и укрывательстве полотен признали виновными десятерых молдаван и трех итальянцев, которые сейчас отбывают наказание.

О ворах-исполнителей в фильме говорится подробно. А вот имя заказчика зритель так и не услышит, озвученный только его статус. «Данные следствия свидетельствуют, что это заказал глава Чеченской республики», – говорит в длинном кадре Петр Цигикал, тогдашний руководитель Государственной пограничной службы Украины. «Речь идет о Рамзане Кадырове», – по просьбе зрителей-итальянцев уже после просмотра ленты уточнила Светлана Лищинская.

Как она пояснила Радио Свобода, роль Москвы в этой истории умышленно не была на первом плане, чтобы не свести фильм до уровня пропагандистского. Но завуалированной формой разоблачения заказчика режиссер воплотила один из месседжей фильма. Если откровенно, то послание картины в том, что Россия – страна-вор. Это мой личный режиссерский месседж Светлана Лищинская

«Если откровенно, то послание картины в том, что Россия – страна-вор. Это мой личный режиссерский месседж. Я очень деликатно пыталась его передать в фильме. Это не пропаганда, я избегала ее. Вот так взять – и забрать, украсть, и снова замешана Москва. Это такая деструктивная деятельность соседнего государства», – отметила для Радио Свобода Светлана Лищинская. Она отметила, что во время подготовки сценария изучала информационные материалы различных СМИ, и именно российские медиа громкое сообщали о краже в Вероне, даже видео дали на ведущем российском канале.

Какую цель преследовали воры, украв когорту произведений Пізанелло, Карото, Тинторетто, Рубенса, Беллини, Мантеньи, понять можно: жажда заработка. Но зачем это было заказчику? Кстати, женщине из Молдовы заказали на самом деле только одно полотно кисти Пізанелло «Мадонна с куропатками», стоимость которого оценивается в 4,5 миллиона евро. Почему тогда прихватили другие картины? Что с ними думали делать, если краденые произведения искусства почти невозможно продать? Эти вопросы остались открытыми.

Украинскую часть аудитории интересовали другие, политические аспекты «веронської дела». Какова была роль бывшего президента Петра Порошенко, который держал на контроле расследование? Почему лента не вспоминает о предоставлении, а потом лишение украинского президента звание почетного гражданина Вероны, которое он получил за возврат найденных в Украине картин? По словам госпожи Лещинский, авторы не ставили задачей раскрывать еще и политическое измерение дела, на что были свои причины. Если бы съемочная группа поднимала эти вопросы, мы бы фильм совсем не сняли. Итальянская сторона вообще не способствовала нам в съемках ленты Светлана Лищинская

«Если бы съемочная группа поднимала эти вопросы, мы бы фильм совсем не сняли. Итальянская сторона вообще не способствовала нам в съемках ленты. Мы начали договариваться о съемках именно в период, когда у Порошенко отобрали звание почетного гражданина Вероны. Местная власть затягивала предоставление разрешений и очень ограничила съемки в музее даже. Очевидно, они переживали, в каком ракурсе мы представим историю, будет там политика», – пояснила Светлана Лищинская для Радио Свобода. Учиться беречь свое

Зато, рассказывая детективную историю, режисерка не скрывает, что преследовала больше просветительские цели. Фильм отчетливо демонстрирует различия между итальянцами и украинцами в отношении к культурному наследию собственной страны. В начальных кадрах, когда украинцу – уголовном аналитику – руководитель следственно-оперативной группы дает задание выяснить, кто мог украсть картины, тот вяло спрашивает: «Это срочно?» Руководитель перед этим предупредил, что для итальянцев – это очень серьезное дело.

В ходе расследования этот аналитик, которого играет актер (потому что лицо настоящего чиновника не разрешалось снимать), пытается понять: почему такой шум поднялся вокруг этих полотен, почему они такие ценные? Киевская знаток искусства ему отвечает, что полотна – бесценны, в них заложен опыт человечества. А сколько времени надо, чтобы профессиональный художник их воспроизвел? Их невозможно воспроизвести, это надо быть Тинторетто, объясняет ему снова искусствовед. И потом в конце ленты этот криминалист, безусловно, специалист своего дела, признается, что ценность картин он осознал, когда дело подняли на государственный уровень.

Эпизоды о расследования прерываются отрывками из беседы с известным итальянским историком искусства Паолой Марини, бывшей директрисой музея Кастельвеккио. Она, будто настоящая маэстро, дрожащим голосом объясняет (украинцам) о огромное культурное значение художественных произведений, которые считаются древними символами современной Вероны. «Люди умирают – это естественно, а произведения искусства живут, они бессмертны», – звучат с экрана постулаты Паолы Марини. Мы хотели показать отношение итальянцев к собственной художественного наследия. Это то, чем хотелось бы, чтобы украинцы учились Светлана Лищинская

«Мы хотели показать отношение итальянцев к собственной художественного наследия. Это то, чем хотелось бы, чтобы украинцы учились. У нас есть хорошие специалисты в сфере IT, ученые, художники, но есть масса исторических достопримечательностей в стране, которые разрушаются, и это жаль. Вот к этому также хотели привлечь внимание нашим фильмом», – объяснила зрителям Светлана Лищинская. Разрушение музея митрополита Шептицкого – позор для львовян Верона – сокровище в фильме

Кроме следователей, среди главных героев документальной ленты «Веронські сокровища» есть город Верона. Красно-кирпичные крыши ее домов во время захода солнца, мечтательно колыбельное журчание реки Адидже, на берегах которой живет город Ромео и Джульетты, веронцы в текучих заботах и туристы, очарованные пейзажами – такой видеоряд время от времени предстает перед зрителем. Режиссер проявила незаурядную чувствительность в изображении города. Также меня поразила работа украинских следователей Тициана Малаґò

«Фильм четко и убедительно воссоздает ход событий, нет зрелищности. Присутствует город Верона, но оно не туристическое, а красивое и натуральное. Режиссер проявила незаурядную чувствительность в изображении города. Также меня поразила работа украинских следователей, которые провели такое тщательное оперативное расследование», – поделилась впечатлениями с Радио Свобода Тициана Малаґò, реставратор монументов.

Фотограф Маурицио Ізідорі рассказал о своих впечатлениях: «Фильм очень важный и интересный, хорошая работа. Это для нас удивительная история: до сих пор, вероятно, не слышали в истории такой великой кражи произведений искусства более 60 миллионов евро».

Лента «Веронські сокровища» стала третьей заключительной работой украинских кинематографистов, которая была представлена в Доме кино парка «Вилла Борґезе» в рамках Фестиваля украинского кино в Италии. Зрители смогли увидеть драму Наримана Алиева «Домой» и документальный фильм «Миф» про певца Василия Слепыш, который погиб на Донбассе.

К сожалению, из-за эпидемии коронавирус, местные организаторы заставили сократили программу с шести до трех картин, сообщила Лариса Гутаревич, основательница Фонда «Двери», который устраивает Дни украинского кино за рубежом. По ее словам, в июле может состояться второй тур Фестиваля, когда украинское кино повезут до Турина и Флоренции.
Tags: ЗРИТЕЛЬ, ИСКУССТВО, ИСТОРИЯ, ИТАЛИЯ, ИТАЛЬЯНЕЦ, КАРТИНА, КИНО, КРАЖА, ЛЕНТА, МУЗЕЙ, НАСЛЕДИЕ, ПРОИЗВЕДЕНИЕ, РАБОТА, РАССЛЕДОВАНИЕ, СВЕТЛАНА, СОКРОВИЩЕ, УКРАИНА, ФИЛЬМ
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments