9news (9news) wrote,
9news
9news

«Поле чудес» и Ванга – антиукраинская пропаганда в российских развлекательных программах

 «Поле чудес» и Ванга – антиукраинская пропаганда в российских развлекательных программах
«Поле чудес» и Ванга – антиукраинская пропаганда в российских развлекательных программах

Украина, война, санкции и едва ли не каждый отдельно взятый депутат Верховной Рады – неизменные герои политических ток-шоу российского телевидения. Но антиукраинская пропаганда пробирается еще и в развлекательный контент кремлевских телеканалов. Как россиянам ненавязчиво, а иногда довольно прямолинейно прививают ненависть к Украине, разбирались журналисты специального проекта Радио Свобода «Донбасс.Реалии».

«Сколько можно обсуждать Украину в политических программах России? У нас что, своих проблем нет?» – так возмущаются в комментариях под выпусками пропагандистских шоу сами же россияне. «Назовите уже свою программу «60 минут», а не «60 минут» – советуют одиозной ведущей Ольге Скабєєвій зрители в ютубе. Другие спрашивают, почему гости не обсуждают, например, обвала нефти на московской бирже. И кто-то в шутку отвечает – зачем, если можно обсуждать Украину.

Кроме откровенно пропагандистских шоу, Украина – «антигероїня» еще и в развлекательном сегменте российских СМИ. А жители оккупированного Донбасса там часто олицетворяют добро и сострадание. Когда мы говорим о политических шоу – это лобовая атака Орест Шупенюк

«Когда мы говорим о политических шоу – это лобовая атака. Когда говорят только об Украине, акценты отвлекают, отвлекают людей от того, чтобы они развернулись вокруг себя. То в развлекательных шоу это делается опосредованно. Далеко от темы, но все равно – Украина, кто хороший, кто плохой, почему плохие и так далее. И мне кажется, что все же наиболее опасными являются косвенные каналы доступа к менталу человека. К ее ценностям, к ее оценочных суждений, к ее преданности той или иной идеи», – рассказывает психолог и медиаэксперт Орест Шупенюк. Дончанка Нина и «Поле чудес» Капитал-шоу «Поле чудес» до сих пор существует. И его ведущий – все тот же Леонид Якубович.

«Девять игроков из разных городов и сел России собираются за барабаном в студии программы «Поле чудес», чтобы, разбившись на тройки, отгадать слова, которые зашифровал для них на табло ведущий», – такая подпись в выпуске на ютубе по 7 февраля 2020 года, в котором приняла участие пенсионерка из оккупированного Донецка Нина.

За пять минут эфирного времени пенсионерка успела сказать «люблю Москву», поблагодарить за оплаченную дорогу так называемой горадминистрации Донецка, спеть на русском «песню трудных шахтерских дорог», и на украинском – «чтобы вы и мы счастливы были».

«Нина Порфирьевна, клянусь вам, по-человечески, при слове «Донецк» – у всех екает сердце, и все мы переживаем за вас смертно, мы все за вас болеем невероятно», – поздравил Нину ведущий «Поля чудес» Леонид Якубович.



Медиаэксперт Алексей Ковжун называет это культурным апропріацією. Развлекательные шоу, «новинно-политические шоу» становятся более действенным оружием, чем гаубицы Алексей Ковжун

«Что же касается вот этих моих любимых экспертов в вышиванках и исполнение украинских песен. Это называется культурная апропріація, то есть присвоение. Это концепция «Малороссии», что находится внутри империи. И потешные «хохлы», которые скачут в своих вышиванках свои забавные танцы. Они сейчас приходят на смену злобным «укропам» – и эта смена парадигмы из злых украинцев на таких наших, хороших «хохлов» говорит о том, что идет такой сдвиг в гибридной войне, когда развлекательные шоу, «новинно-политические шоу» становятся более действенным оружием, чем гаубицы», – говорит медийный эксперт Алексей Ковжун.

Ради донецкой пенсионерки Якубович даже нарушил правила и накрутил на «барабане «сектор приз» – Нина из Донецка выиграла экскурсионный тур в Санкт-Петербург.

«Этот момент нарушения, это момент уникальности. Потому что «к нам приехал, к нам приехал» наш Гость до-о-о-рогий», – убежден Ковжун.

А психолог и медиаэксперт Орест Шупенюк говорит, что это обычный эмоциональное воздействие. Шахтер из Макеевки и «Голос 60+»

Но реальный «сектор приз» шахтеру выпал из Макеевки Леониду Сергиенко. Он пришел на российское талант-шоу «Голос 60+»





На одном из выпусков исполнил украинскую песню и, в конце концов, выиграл в шоу. Стоит заметить, что в самой программе не было никаких відсилок к «злой Украины», «освободителей Донбасса» и тому подобное.

Но вот как шахтера из Макеевки приветствовали в контролируемом Россией группировке «ДНР»: главарь Пушилін пожал ему руку и назвал «гордостью всего Донбасса».

Кстати, украинский «Голос» в 2015 году тоже выиграл дончанин Антон Копитін. Но его в родном Донецке не называли «гордостью Донбасса». Выстраивание провинциальной ментальности в отношении Москвы Алексей Ковжун

«Переселенец – это отщепенець. Он уехал от нас, скатертью дорожка до своих бандеровцев» А летний шахтер, который выиграл в России очень важен кубок «Голос 60+» – «это человек, который привезла славу. Его озарили кремлевские звезды и это сияние он принес нам». Это – выстраивание провинциальной ментальности в отношении Москвы», – отмечает медиаэксперт Алексей Ковжун.



Ванга, «порох, кролик, клич, тьма»

Правда, пропаганда часто работает так, что сами герои не всегда понимают, что становятся оружием. Но есть и те, которые это прекрасно осознают. Как например участники российского шоу «На самом деле». «Сложно верить в реальность, когда живешь в пропаганде» – учитель луганской школы об учебном процессе

Там вспоминают Вангу – слепую жительницу Болгарии, которой ее сторонники приписывают экстрасенсорные способности (1911-1996). В программе говорится, что она якобы предсказала будущее Украины. В выпуске «На самом деле – Ванга: секретные материалы», приводят якобы ее слова:

«Будет клич, будет кролик, будет порох, будет тьма», – и это касается Украины, утверждают в программе. Далее ведущий Дмитрий Шепелев (который когда-то работал в Украине, в частности, был ведущим шоу «Рассмеши комика», продукции «95 квартала») вместе с гостями студии интерпретирует это:

«Давайте, попробуем расшифровать, кого она имела в виду: «порох» – это Порошенко, «клич» – это Кличка она имела в виду. Кролик это кто? Это Яценюк, и тьма (рус. – «тьма») – это Тимошенко. Подчеркиваю, тьма – это Юлия Тимошенко», – говорится в программе.

Не смотря на сомнения в правдивости и доказательности такого контента, психолог и медиаэксперт Орест Шупенюк убежден – такая схема рабочая для российского телевидения.

«Берется все, все работает. Нет такого, что не будет работать, если его правильно срежиссировать, смонтировать – и так оно и будет. Человек, который смотрит российское телевидение, рано или поздно провиснет по эмоции, потому что телевидение, визуальный канал восприятия, плюс аудиальный – наиболее проницательный. Поэтому очень трудно сопротивляться. Ты неосознанно веришь в то, что тебе показывают», – замечает Шупенюк. В Украине запретили три российские каналы – Нацсовет

А в выпуске «Еще не вмерла Украина» от ноября 2017 года, в программе задаются вопросом – «правда ли, что политики и олигархи прикрывают увлечение наркотиками своих детей». Отвечают на этот вопрос с помощью «детектора лжи» «представители золотой молодежи Украины» с «экспертным» мнением о том, кто употребляет наркотики среди детей украинских политических элит. А о местности Конча-Заспа утверждали, что она «не отображается ни на одной карте».

СМОТРИТЕ ПОЛНЫЙ ВЫПУСК ПРОГРАММЫ «ДОНБАСС.РЕАЛИИ»:



















Tags: АЛЕКСЕЙ, ВЫПУСК, ГОЛОС, ДОНБАСС, ДОНЕЦК, ЛЕОНИД, НИНА, ПОЛ, ПРОГРАММА, ПРОПАГАНДА, РОССИЯ, ТЕЛЕВИДЕНИЕ, УКРАИНА, ЧЕЛОВЕК, ШАХТЕР
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments