9news (9news) wrote,
9news
9news

Categories:

Письменное памятник Украинского Полесья. Будет должным образом отмечено 500-летию Евангелия из Нобе

 Письменное памятник Украинского Полесья. Будет должным образом отмечено 500-летию Евангелия из Нобеля?
(Рубрика «Точка зрения»)

Сейчас украинскому сообществу, похоже, не до вопросов культуры. Не так давно внимание масс-медиа было приковано к Новых Санжар и проблем с коронавирусом. А сейчас имеем отставку правительства, генпрокурора. И, соответственно, формирование нового правительства. В конце концов, за последние месяцы мы привыкли к постоянным скандалам – преимущественно политического характера. То какая там культура...

Хотя именно она «цементирует» сообщества, является одним из главных факторов определения идентичности. И в этом «цементировании» важную роль играет «культурное припоминание», собственно, празднования культурных юбилеев. Но наших нынешних власть предержащих, как правило, эти вещи не интересуют.

Совсем недавно имел разговор с ныне действующим депутатом Верховной Рады. Он мне рассказывал, что любит ездить отдыхать на озеро Нобель. Я же ему напомнил, что в этом году исполняется 500 лет со времени написания Нобельського Евангелия. И здесь народный избранник... перешел на другую тему.

Но ведь не хочется, чтобы этот культурный юбилей проигнорировали наши руководители – как проігноровали они в последнее время немало других знаковых юбилеев украинской культуры.

Нобельське Евангелие принадлежит не таких уж многочисленных средневековых письменных памятников, которые дошли до нашего времени. Написано оно было в городке Нобель на Волынском Полесье. Сейчас это село Заречненского района Ровенской области. Названо оно, правда, не в честь Альфреда Бернарда Нобеля. Хотя, возможно, основали это поселение викинги-варяги. Ведь название вроде скандинавская. В конце концов, в полесских говорах встречаем слова из скандинавских языков. Первое упоминание о Нобель встречается в Киевской летописи под 1158 годом

Стоит сказать несколько слов об этом селе. Омывается он водами большого живописного озера, которое также именуется Нобелем. В этой хорошо защищенной водными преградами местности издавна селились люди. В Нобеле найдены стоянки людей еще мезолитического периода. Сейчас деревня как будто живой музей под открытым небом. Здесь можно встретить деревянные дома с вырезанными архаичными, украшенной оригинальным знаками. Сюда приезжают фольклористы, чтобы записать старинные народные песни. А еще это село в летние дни является местом для отдыхающих, которые купаются в Нобеле-озере и ловят рыбу. Нобель в древности был значительным городским центром на Волынском Полесье. В нем существовало пять церквей, при которых действовали школы и писались книги

Первое упоминание о Нобель встречается в Киевской летописи под 1158 годом. Там ведется речь о Небльську волость. То есть Небль (Нобель) на то время был значительным поселением – центром волости. О Небль-огород велась речь в Галицко-Волынской летописи под 1262 годом. Тогда здесь состоялась битва между войском волынского князя Василька Романовича и литовцами.

В общем Нобель в древности был значительным городским центром на Волынском Полесье. В нем существовало пять церквей, при которых действовали школы и писались книги. И вот при одной из них, Николаевской, в 1520 году завершили переписывать Евангелие. В нем, в частности, читаем:

Правда, в книге есть упоминание еще об одной писца – дьяка Леонтия. Вероятно, над книгой работало несколько писцов.

В нее вошли не только четыре Евангелия, но и предисловия к ним, «Соборник», где упоминаются святые, также там указаны недели великого поста, даются указания относительно евангельских чтений. В целом же Нобельське Евангелие является объемной книгой и имеет около 700 страниц.

Судя из приведенного выше записи, книга переписывалась на заказ Симеона Батиєвича – одного из местных чиновников. Пусть вас не удивляет такое имя, которое свидетельствует о татарском происхождении заказчика Нобельського Евангелия. В то время немало татарских воинов оседали на Полесье, становясь землевладельцами-шляхтичами. Они приняли культуру местного народа, делались русинами-украинцами. Например, татарами, которые укоренились на Полесье, были предки известного живописца Наполеона Орды. Также на Полесье было родовое гнездо Достоевских, которые также имели татарские корни.

Нобельське Евангелие свидетельствует о высокий уровень письменной культуры, которая существовала в Украине в эпоху Средневековья. Это одна из древнейших письменных памятников Волынского Полесья. Кстати, недалеко от Нобеля находится город Туров – за времен Украины-Руси центр княжества, где было найдено Евангелие с ХІ века.

Вероятно, Нобельське Евангелие находилось в Нобеле до середины XIX века. В 1856 году в городе Вильно (Вильнюсе) был создан Музей древности, куда стали собирать памятники давно минувших времен. Экспедиции этого Музея осуществлялись и на Волынское Полесье. Похоже, тогда Нобельське Евангелие попало к Свободная. По крайней мере в 1865 году оно уже было там. Тогда эту памятку описал исследователь Петр Гільтебрандт. Сейчас эта книга хранится в Вильнюсе в фондах библиотеки Академии наук Литвы.

Нобельське Евангелие «повторно открыла» для Украины в 2014 году учительница, краевед из Заречненского района Валентина Тумаш. Также немало для «возвращения» этой достопримечательности до украинцев сделал отец Павел Дубинец – уроженец села Нобель, настоятель Свято-Параскевського храма в селе Марочное.

Настойчивость этих неравнодушных людей дала о себе знать. В конце 2019 года за средства благотворительного фонда Василия Яницкого «Наш край» были изготовлены факсимильные копии Нобельського Евангелия. Теперь эта книга может стать относительно доступной для исследователей и почитателей украинской старины.

До июня, когда исполнится 500-летию Евангелия из Нобеля, еще есть время. Хотелось, чтобы государственные институты обратили внимание на эту дату. Ведь у нас, здкажется, есть Министерство культуры...

Петр Кралюк – председатель Ученого совета Национального университета «Острожская академия», профессор, заслуженный деятель науки и техники Украины Украинский язык XIII–XIV веков и необычное Лавришівське Евангелие Королева Анна и Реймское Евангелие объединяют Украину с миром Тест на государственность: Музей редкой книги в Нежине подает пример другим
Tags: ВЕК, ВРЕМЯ, ГОД, КНИГА, КОНЕЦ, КУЛЬТУРА, МУЗЕЙ, ОЗЕРО, ПАМЯТНИК, УКРАИНА, УПОМИНАНИЕ, ЦЕНТР, ЧЕЛОВЕК, ЮБИЛЕЙ
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments