9news (9news) wrote,
9news
9news

Прикольный художник или отец нации – как Шевченко превращается в поп-идола

Прикольный художник или отец нации – как Шевченко превращается в поп-идола


9-10 марта Украина вспоминает Великого Кобзаря – празднует день рождения 9 марта, празднует день смерти 10 марта. Правда, после Революции достоинства фигура сурового мужчины в шапке заступил Шева-супергерой. Молодежь с удовольствием надевает футболки с Шевченко-хипстером, однако это совсем не означает, что «Кобзарь» читают больше.

Этот текст был опубликован три года назад – в 2017-ом. Однако, своей актуальности он не потерял, поэтому подаем его в обновленной версии.

Группа «Kozak System» 9 марта 2017 года представил новую песню по мотивам стихотворения Тараса Шевченко «И Архимед, и Галилей». Композицию иллюстрирует коллаж Андрея Ермоленко.





Художник представил Кобзаря в стиле Элвиса в далеком уже 2012-м, а два года назад в «Художественном Барбакане» на Площади Шевченко явился протестующим в образах будды или милиционера. В комментарии Радио Свобода Ермоленко сказал: поклонение «мертвому идолу» и «отцу нации» отражало в молодежи желание даже знать, кто это такой. Мы могли бы сделать очень клевого украинского супергероя – Шеву или Жэ Андрей Ермоленко

«Мы могли бы сделать очень клевого украинского супергероя – Шеву или Еще. И сделать его очень забавным. Этот человек создал «общество мочемордія». Никто не думает о том, что он был в первую очередь прикольный художник, художник, философ... О нем говорят как о боге или икону, а он не бог, он в первую очередь – клевая человек», – считает художник.

Тарас Шевченко с шиной на плече или селфі в телефоне, в бронежилете или на мотоцикле – в таких ипостасях он обороняет солдат на фронте, украшает тела татуировками и мелькает принтами на футболках.







Пик популярности последних пришелся на Евромайдан – продавцы одежды и аксессуаров говорят, что тогда «разгребали» всю патриотическую продукцию. Сегодня же некоторые из них жалуются, что спрос спал.

Представитель магазина Clan P Антон Изволь отметил в комментарии Радио Свобода: носят одежду с теми героями, с которыми себя ассоциируют. Когда магазин проверял предпочтения клиентов, футболки с Шевченко-молодым уверенно обошли «Шевченко-традиционного», причем в 80% таких покупок делала молодежь. Сегодня же, по словам Зволя, тренды изменились.

«Если сравнивать с 2014 годом, то это разница в 100 раз (в этом магазине – ред.). Может, люди просто не хотели покупать, потому что популярность и сама тема патриотизма в обществе угасла», – отметил Изволь.

«Популярного» Шевченко не обязательно читать более – Клочко

А вот где Кобзарь стал популярнее – так это в музеи. По словам заместителя генерального директора Национального музея Тараса Шевченко Татьяны Чуйко, в течение последних 5 лет количество юных посетителей выросло в разы. Молодежь приходит на посвященные поэту квесты, делает на фоне его работ селфі и оставляет в книге отзывов записи «я люблю Шевченко» и «Шевченко forever!». Молодежь тоже имеет право на своего Шевченко Татьяна Чуйко

Она напомнила, что «деканонізація» Шевченко началась еще в начале ХХІ века – тогда появился преисполненный вдохновения Шевченко-аристократ в работе Оксаны Полтавец-Гуйды, у Владимира Слєпченка лицо Тараса едва проглядывает сквозь «космическое мерцание», в картинах с двойным смыслом Олега Шупляка образ Кобзаря состоит из элементов ландшафта. Молодежь тоже имеет право на своего Шевченко. Каждое поколение открывает в нем что-то для себя Татьяна Чуйко

По ее словам, старшие посетители музея часто возмущаются постмодернистскими версиями Тараса Шевченко – для них «просвітянська» концепция Шевченко в тулупе и шапке бессмертна.

«Но молодежь тоже имеет право на своего Шевченко. Каждое поколение открывает в нем что-то для себя», – сказала Чуйко.





Правда, это далеко не означает, что благодаря визуальному переосмыслению «Кобзарь» читать больше, а фигура художника получит новые интерпретации. Такое мнение Радио Свобода выразила культуролог и искусствовед Диана Клочко. Цитаты и отрывки стихов на постерах не ведут к первоисточникам Диана Клочко

«Это связано со смеховой культурой, карнавалізацією забронзовелых образов советской культуры – все. Здесь нет никакого отношения к литературному творчеству Шевченко. Это не более, чем картинка», – уверена она. Цитаты и отрывки стихов на постерах также не ведут к первоисточникам – наоборот, только превращаются на упрощенные слоганы, заголовки, уверена Клочко.

Во время Майдана 2013-2014 годов, - вспоминает она, - совпали во времени массовая продукция таких товаров, 200-летие Тараса Шевченко и образ революционера – были даже определенные мистические представления о его роли в Майдане. Однако следующей стадией стала коммерциализация: футболки и аксессуары, как и все в поп-культуре, просто связаны с «большим количеством мелких денег».

Правда, искусствовед отметила: визуальная роль Тараса Шевченко в поп-культуре, наконец привлекла внимание к Шевченко-художника – аспект его личности, который в советское время вытеснили на обочину.
Tags: ГОД, КУЛЬТУРА, МАГАЗИН, МАРТ, МОЛОДЕЖЬ, МУЗЕЙ, ОБРАЗ, РАДИО, СВОБОДА, СЛОВО, ТАРАС, ТАТЬЯНА, ФУТБОЛКА, ХУДОЖНИК, ЧЕЛОВЕК, ШЕВЧЕНКО
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments