9news (9news) wrote,
9news
9news

Categories:

Украинский транспорт и коронавирус: как влияет карантин на ключевую отрасль экономики

 Украинский транспорт и коронавирус: как влияет карантин на ключевую отрасль экономики


Ограничить пассажирское сообщение в Украине – это одно из главных решений правительства для противодействия распространению коронавирус. Сейчас в Украине остановили авиационные, железнодорожные и автобусные пассажирские маршруты, как междугородние, так и транскордоні. Частично продолжает ходить наземный транспорт в городах. Как следствие, эксперты прогнозируют значительные убытки для транспортной отрасли, проблемы для других сфер экономики, а то и банкротство ряда пассажирских операторов. Впрочем, немало специалистов считают «пассажирские» ограничения в целом адекватными, и предлагают готовить программы государственной поддержки для транспортников.

Между украинскими городами и селами не ходят поезда, не летают самолеты, не ездят пассажирские автобусы. Регионы Украины – почти полностью изолированы друг от друга. Такое решение правительства вступило в силу с середины дня 18 марта, сообщил журналистам министр инфраструктуры Владислав Криклий. Соответствующие предложения накануне вносило Министерство здравоохранения.

Ограничения охватили и весь пригородный транспорт, а в крупнейших городах закрыли метро, и обязали водителей наземного транспорта брать в салон не более 10 пассажиров одновременно. Однако грузовой транспорт работает без особых ограничений.

Радио Свобода собрало основную информацию о ситуации в транспортной отрасли и опросило экспертов относительно возможного развития событий. Железная дорога

С 12:00 18 марта украинцы потеряли возможность сесть на поезд и поехать в другой конец страны, вокзалы стоят необычно пусты, в них работают только кассы для возврата билетов. Впрочем, поездам, которые шли к этому моменту, дали возможность довезти пассажиров до пунктов назначение: для этого «Укрзализныця» прицепила к поездам рекордное количество вагонов.

Что же дальше? Движение пассажирских поездов и электричек могут восстановить через две недели, если карантин не продлят на апрель, а потом и на май: эксперты предполагают, что он не ограничится двумя неделями. Между тем, правительство и украинская железная дорога в настоящее время используют несколько нерегулярных поездов, которые имеют целью возвращать украинцев из-за границы. Билеты на такие железнодорожные «чартеры» можно купить только онлайн.

Бывший первый заместитель министра инфраструктуры, а ныне руководитель программы «Инфраструктура будущего» в Украинском институте будущего Владимир Шульмейстер отмечает: большинство пассажирских перевозок «Укрзализныци» были убыточными, в противовес прибыльным грузовым поездам. Однако их остановка не уменьшит убыточности железной дороги, а скорее наоборот.

«Убыточность пассажирского сегмента, к сожалению, никуда не денется. Потому что основные расходы – это зарплата проводников, машинистов и другого персонала, и все это остается. В то же время прекратились даже те доходы, которые были (от продажи билетов) – так что ситуация точно не улучшится. Обычно пассажирский сегмент приносит до 15 миллиардов гривен убытков в год. Через карантин эти убытки вырастут», – заключает транспортный эксперт.

Убытки железной дороги вырастут через карантин, вызванный коронавирусом, но этот эффект можно было минимизировать, применив опыт стран ЕС, объясняет Радио Свобода бывший министр инфраструктуры Владимир Емельян.

«Украина могла бы применить опыт Польши. Там количество случаев заболевания COVID-19 – значительно большая, чем в Украине, однако они не прекращали ни железнодорожного, ни автобусного сообщения внутри страны. Ограничили только международное сообщение», – замечает эксминистр, и предлагает применять другие сдерживающие меры против эпидемии, не связанные с полной транспортной изоляцией украинских городов между собой. Авиация

Украина по решению Кабмина прекратила международное авиасообщение. Исключение – чартеры и нерегулярные рейсы, которые имеют целью эвакуации украинцев из других государств, а иностранцев – из Украины. Целый ряд экспертов говорит о предстоящих критические убытки для украинских авиаперевозчиков, вплоть до банкротства части компаний. В этой ситуации украинская власть должна системно поддержать авиаперевозчиков, но на это, вероятно, не хватит финансового запаса прочности и политической воли, предполагает Владимир Шульмейстер. Цивилизованные страны поддерживают своих авиаперевозчиков. В Украине – это, увы, не предвидится Владимир Шульмейстер

«Цивилизованные страны поддерживают своих авиаперевозчиков. В Украине – это, увы, не предвидится. Поэтому ситуация для авиакомпаний будет оставаться плохим, и выхода я пока не вижу. Я бы это назвал «форсмажор» с большой буквы «Ж». Ситуативные нерегулярные перевозки из других стран в Украину (для эвакуации украинцев), на которые продолжается продажа билетов – на общую ситуацию не повлияют», – признает Шульмейстер.

Большинство экспертов говорят, что продажа билетов на такие «эвакуационные чартеры» может несколько уменьшить ущерб для конкретной компании, но не более.

Украинский Кабмин мог бы помочь ситуации, но для этого надо было бы начать с переговоров с авиаперевозчиками, призывает екміністр инфраструктуры Владимир Емельян.

«Правительству следовало бы провести переговоры с национальными авиакомпаниями, которых на самом деле не так и много. Надо было оценить их реальное финансовое состояние и разработать действенные меры их поддержки, как делают сейчас США и страны ЕС. Это могут быть и косвенные меры, как предоставление льгот и отмены пошлин на топливо. Это надо делать в короткий промежуток времени, чтобы эти компании не потерять. Для Украины это недопустимо, потому что тогда украинцы потеряют право выбора, а на рынке не будет конкуренции», – прогнозирует ��олодимир Емельян. Он добавляет: единственные в мире авиакомпании, которые готовы вывозить украинцев из охваченных коронавирусом стран – украинские, и логично было бы, чтобы правительство тоже позаботился о них.

Что сейчас происходит внутри украинских авиакомпаний? Радио Свобода опросило их работников на правах анонимности. Один из них, сотрудник компании «МАУ», которую связывают с олигархом Игорем Коломойским, рассказал о том, как повлияло на компанию фактическое прекращение полетов.

«Экипажи самолетов и еще часть персонала отправили в неоплачиваемые отпуска. Это сделали принудительно, но заставили оформить «по семейным обстоятельствам». Пойди в отпуск «за форсмажорные обстоятельства» – не позволили. Поскольку в таком случае мы имели бы право требовать компенсацию за вынужденный простой. А ее, я так понимаю, платить не с чего. Некоторые наши специалисты неофициально говорят, что наша компания, скорее всего, закроется, и, вероятно, не только она. Потому что, несмотря на остановку полетов, надо платить за обслуживание самолетов, за их простой и за все остальное, а платить за это фактически ни с чего», – пояснил пилот авиакомпании «МАУ», который попросил не называть его имени. Городской и пригородный транспорт

Метро в Киеве, Харькове и Днепре закрыли, для наземного транспорта установили предел: 10 пассажиров в салоне, но если они имеют асептические повязки или респираторы. Несмотря на это, горожане продолжают ехать на работу в условиях фактического транспортного коллапса. Перед тем, как закрывать метро, надо было убедиться, что уменьшится спрос на перевозки в городе. Что произошло в Киеве? Перекрыли одну из артерий, и критическая нагрузка пошла на другие. С точки зрения противодействия инфекции стало даже хуже Владимир Шульместер

Правительственные транспортные ограничения в городах ввели без необходимых расчетов, следовательно, они не достигли цели, зато парализовали жизнь городских общин, говорит Радио Свобода Владимир Шульмейстер.

«Перед тем, как закрывать метро, надо было убедиться, что уменьшится спрос на перевозки в городе, что люди откажутся от услуг транспорта, что они перейдут на удаленный режим работы. Так делают в других странах. Что произошло в Киеве? Перекрыли одну из артерий, и критическая нагрузка пошла на другие. С точки зрения противодействия инфекции стало даже хуже».

Что же до остановки пригородного сообщения вблизи больших городов, то, по мнению эксперта, это решение вообще не продумали. И в итоге оно приведет к тому, что часть работников критической инфраструктуры не будут успевать на работу, наконец пригород будут терять рабочие места и будут ставать беднее, или люди будут пытаться перебираться в города.

Следовательно и Шульмейстер, и еще ряд экспертов советуют правительству и муниципалитетам пересмотреть свои решения относительно метрополитена и пригородного движения. Они ставят в пример Германию, которая в части своих городов закрыла менее важные станции «подземки», а на остальных – ввели противоэпидемический контроль.

Иначе смотрит на ситуацию эксперт корпорации стратегического консалтинга «Гардарика» Константин Матвиенко. Он считает транспортные ограничения в городах в целом адекватными. Главный приоритет – ограничить распространение опасной инфекции, отмечает Матвиенко.

«Метрополитен – однозначно лучшие условия для распространения вируса, чем наземный транспорт. То, что не удалось обеспечить норму о 10 человек в наземном транспорте – чисто логистическая проблема. Здесь вина в равной степени лежит на власти, которая не просчитала своих возможностей и не обеспечила достаточно подвижного состава, и на гражданах. Они игнорируют вполне правильные санитарные требования, пытаясь обеспечить себе какие-то собственные преференции цене безопасности себя и окружающих, – утверждает эксперт. – Тогда как пригородное сообщение – это преимущественно пожилые пассажиры. Именно они в группе риска относительно коронавирус; поэтому, остановив междугороднее сообщение, мы уменьшаем угрозу именно для них. В то же время активная часть населения может передвигаться на машинах, при условии соблюдения требований безопасности», – отмечает эксперт. Что же до работников критической инфраструктуры и медиков, то власть и муниципалитеты имеют отдельно позаботиться об их подвоз, и это вопрос уже частично решен, отмечает Константин Матвиенко.

Опрос в соцсетях, который провело Радио Свобода, показало: По всей Украине пригородный транспорт не работает. Даже города-спутники Киева не имеют сообщения со столицей, хотя большинство их жителей работают в ней. Те, кто не смогли остаться дома — добираются на такси или на попутках. Попутки в киевских пригородах подорожали вдвое-втрое. Маршрутки в большинстве городов — тоже повысили расценки. В небольших областных центрах, как в Ужгороде, а также в райцентрах вроде Ирпеня, полностью остановился и городской транспорт. В большинстве городов действует официальная требование «до 10 человек на маршрутку» и создает трудности из-за того, что самих маршруток не прибавилось. Но в Киеве эта норма в основном не соблюдается, хотя полиция вмешивается в некоторых случаях. В Кривом Роге остановили скоростной трамвай, соединявший все город, который считается самым длинным в Украине. Через трудности, которые это вызвало, городская власть обсуждает возобновление его работы. Грузовые перевозки

Грузовой транспорт в условиях карантина по-украински» работает без особых ограничений, за исключением строгих требований к противоэпидемической безопасности: водителей фур и персонал грузовых поездов и судов, пересекающих границу, проверяют на состояние здоровья, сообщает Государственная таможенная служба.

Грузовые перевозки не понесут значительных убытков, но определенные ограничения тоже почувствуют, оценивает ситуацию ведущий консультант «Это��тру транспортных стратегий» Андрей Исаев.

«Грузовые железнодорожные перевозки – остаются без изменений. Но грузовые автомобильные могут пострадать из-за ограничения движения между областями. Полностью движение не остановят. Но блокпосты и проверки уменьшают грузопоток: это упущенное время, и все зависит от того, насколько оперативно организуют проверку. Порты почувствуют усиление контроля для моряков, но уменьшение потока товаров вряд ли будет», – замечает Исаев.

Он считает маловероятным транспортный коллапс и массовые банкротства, но при условии, что государство не будет ограничивать грузовых перевозок. В худшей ситуации в этом случае оказывается авиация: в ней основная часть – пассажирские рейсы, грузовые и чартерные борта – маленькая доля, констатирует эксперт. Карантин как окно возможностей для инфраструктуры

Единая транспортная сфера, которая переживает «экономический рывок» через карантин – это службы такси. В Киеве и еще в ряде городов «телефонные» службы такси и индивидуальные перевозчики воспользовались случаем для повышения цен. В то же время онлайн-такси повысили тарифы незначительно, и остались доступными, признают киевляне и жители столичных пригородов, опрошенные Радио Свобода.

Между тем есть случаи, которые выбиваются из общей картины. Так, одна из служб такси Чернигова после начала карантина предлагает предоставлять свои услуги бесплатно для тех, кто попал в экстренную ситуацию. Эта программа, которую назвали «Социальный заказ», касается тех, кто не может себе позволить воспользоваться услугами такси, но должна доехать до больницы, обеспечить доставку лекарств, продуктов и т. п. до квартиры и не имеет возможности сделать это самостоятельно, сообщают местные сми.

После 18 марта, когда пассажирские перевозки ограничились городами, самое время – чинить инфраструктуру, предлагают эксперты. В частности, Владимир Шульмейстер призывает государство срочно взяться за капитальный ремонт дорог, метрополитена и взлетных полос аэропортов. Этот момент он считает лучшим.

В ситуации, когда Украина закрыла границы, можно было бы частично переориентировать авиакомпании и даже железную дорогу на ключевые внутригосударственные маршруты, при условии жесткого противоэпидемического контроля, отмечает Владимир Емельян.



«В таком решении была бы определенная логика. В то же время решение правительства о прекращении внутреннего авиационного, железнодорожного и автобусного сообщения – непродуманное. Это была паническая попытка «прекратить что-либо». К тому же, значительная часть железнодорожных перевозок, кроме отдельных направлений и пригородного сообщения, были прибыльными. Поэтому их прекращение является ударом для железной дороги, а больше всего – удар для логистики и для экономики всей страны. Украинцы в последние годы стали очень мобильной нацией. И прекращение всех поездок и контактов, с одной стороны – это ограничивает распространение коронавирус. А с другой – вызывает большую кризисную ситуацию в экономике», предупреждает експосадовець.

Есть высокая вероятность того, что карантин не ограничится двумя неделями, и тогда Украина выйдет из него страной-банкротом, через малый «запас прочности» и попытку власти «сделать total shutdown» в транспортной сфере, предупреждает Владимир Емельян.

Эксперт корпорации стратегического консалтинга «Гардарика» Константин Матвиенко, со своей стороны, подчеркивает, что существуют испытанные в мире механизмы поддержки транспортной сферы. Так, мы будем иметь критические убытки для транспорта. Но давайте сначала преодолеем эпидемию! Константин Матвиенко

«Да, мы будем иметь критические убытки для транспорта, и для экономики в целом. Но давайте сначала преодолеем эпидемию, а тогда позаботимся о помощь экономике! Механизмы в мире существуют, и в них нет ничего невозможного, здесь Украине не придется изобретать велосипед», – уверяет аналитик.

Накануне Международный валютный фонд заявил, что предсказал один триллион долларов для поддержки стран, что развиваются, в условиях пандемии коронавирус.

Тем временем, украинское правительство ведет переговоры с МВФ для получения Украиной помощи для поддержки финансовой стабильности, одновременно Нацбанк провел с фондом переговоры о получении помощи в связи с коронавирусом. Результаты станут известны в ближайшие недели, сообщил председатель Нацбанка Яков Смолий на встрече с украинскими банкирами.





Вечером 16 марта Кабинет министров ввел ряд ограничений для противодействия распространению коронавирус SARS-CoV-2, что вызывает заболевания COVID-2. В частности министр инфраструктуры Владислав Криклий сообщил о запрете междугородного сообщения и ограничения пользования общественным транспортом, в частности, остановку работы метро.

По данным МИНЗДРАВА, в Украине, по состоянию на вечер 19 марта официально было подтверждено 26 случаев инфицирования коронавирусом, три человека умерли.

МИНЗДРАВ призывает при первых симптомах респираторных заболеваний обязательно обращаться к своему семейному врачу, а также оставаться дома, поскольку самоизоляция – лучший способ обезопасить себя от инфицирования. Человечество столкнулось с вызовом опасного вируса. Советы главы ПЦУ во время пандемии
Tags: ВЛАДИМИР, ВРЕМЯ, ГОРОД, ИНФРАСТРУКТУРА, ОГРАНИЧЕНИЕ, ПЕРЕВОЗКА, ПОЕЗД, ПРАВИТЕЛЬСТВО, РЕШЕНИЕ, СИТУАЦИЯ, СООБЩЕНИЕ, СТРАНА, ТРАНСПОРТ, УБЫТОК, УКРАИНА, УКРАИНЕЦ, УСЛОВИЕ, ЭКСПЕРТ
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments