9news (9news) wrote,
9news
9news

Почаевская лавра и коронавирус: зараженные паломники и реакция УПЦ (МП)

 Почаевская лавра и коронавирус: зараженные паломники и реакция УПЦ (МП)
Почаевская лавра и коронавирус: зараженные паломники и реакция УПЦ (МП) (Рубрика «Точка зрения»)

Уже около недели развивается непростая ситуация вокруг Почаевской лавры. Президент Молдовы Игорь Додон 20 марта во время брифинга заявил, что четверо молдавских граждан, у которых обнаружили коронавирус COVID-19, вернулись с Украины, где находились в паломничестве в Почаевскую лавру.

Новость об этом подхватили украинские СМИ. В самой лавре довольно странно отреагировали на это сообщение, обвинив во всем... украинских журналистов. Мол это именно они распространили «фейк». Впоследствии, когда сообщение президента Додона стали широко транслировать, на сайте лавры немного изменили тональность сообщения и убрали фразу «Приводится цитата, которая якобы принадлежит президенту Молдовы, но никаких ссылок на официальные информационные ресурсы президента или других органов власти Молдовы не приводится».

Это подтверждается публикациями тех ресурсов, где были перепечатки и цитирования заявлений. Так, к примеру протодиакон РПЦ Андрей Кураев, который в целом критикует позицию лавры, написав пост о решении руководства монастыря, подает эту цитату. Так же подают эту цитату и на сайте Raskolam.net, где благосклонно относятся, как в целом к УПЦ (МП), так и в Почаевскую лавру. Перевод цитаты об отсутствии ссылок на официальные ресурсы есть в новости на симпатизуючому к УПЦ (МП) сайте «Союза православных журналистов».

Однако, удалив это предложение, редакторы оставили логическое его продолжение с критикой журналистов: «Журналистам, которые спешат распространять такие новости без необходимой проверки, напоминаем про такие понятия, как достоинство и ответственность».

После того, как скандал стал набирать обороты, до лавры наведались полицейские. Они пообщались с монахами, которые сообщили, что ни одного лица с вирусной инфекцией в монастыре нет. В местной больнице то же самое сказали и в отношении жителей самого Почаева. На этом инспекция полиции была завершена, а в социальных сетях начали распространять информацию, что полиция не обнаружила больных в Почаевской лавре.

В тот же день, 23 марта, министр иностранных дел Украины Дмитрий Кулеба подтвердил, что больные граждане Молдовы заразились в Украине, однако он добавил, что «не знает, именно в Почаевской лавре они заболели, или нет».

Впоследствии стало известно, что молдавский священник из Штефан-Водэ, который организовал паломничество в Почаев, госпитализирован с подтвержденным диагнозом коронавирус COVID-19. Депутаты Тернопольского облсовета уже обратились к правоохранительным органам и руководителям государства с просьбой ввести в Почаеве чрезвычайное положение.

Почаевская лавра является популярным паломническим маршрутом среди молдован. Дело в том, что значительную часть монахов составляют этнические молдаване. Даже наместник лавры митрополит Владимир является молдаванином из Буковины. Его светское имя Виорел, а деревню, откуда он родом, говорит преимущественно на румынском. Не удивительно, что именно паломники из Молдовы могли заболеть в лавре. Больше удивляет, что иноки-молдаване обвинили украинских журналистов, а не взялись, прежде всего, проверять румыноязычные новости, знание языка позволяло им это сделать.

Однако этому есть определенное объяснение. Для современной УПЦ (МП) критически важно «отбить» лавру от атаки, доказать, что больные подцепили вирус где угодно, но только не в Почаеве. Надо понимать, что Почаевская лавра является не только объектом паломничества со всеми экономическими последствиями этого статуса. Она еще и является огромным символическим капиталом для УПЦ (МП). Наиболее влиятельным представителем клана «почаївців» является предстоятель церкви – митрополит Онуфрий

Последний бастион Московского патриархата в Западной Украине. Центр особого вида православного благочестия. Почаев это сердцевина консерватизма и фундаментализма. Именно оттуда формулируются найдивакуватіші, для рядового гражданина, религиозные формы и идеи. Протесты против биометрических паспортов, штрих-кодов и налоговых номеров – это все, как говорится, фирменный стиль Почаева.

Местные монахи, в силу окружения в окрестных районах другими церквями-конкурентами, достаточно крепко прониклись, что называется идеей «осажденной крепости». То есть представление, что вокруг одни враги. Это подпитывается убеждением, что только в Московском патриархате истинная вера. Все вместе это формирует бурный коктейль взглядов радикально ексклюзивістського характера.

Наиболее влиятельным представителем клана «почаївців» является предстоятель церкви – митрополит Онуфрий.

Среди высшего звена иерархов к этому клану принадлежат, кроме митрополита Онуфрия, архиереи: Тернопольский Сергей, Каменец-Подольский Федор, Почаевский Владимир, Ивано-Франковский Серафим, Волынский Нафанаил, Шумский Иов и некоторые другие. Для них лучше «малое стадо» – то есть малое количество верующих, но которые без сомнений будут придерживаться всех норм, чем широкая поддержка общественности, которая может иметь и свое мнение

Мировоззрение этих владык заключается в строгом соблюдении всех элементов религиозной обрядности и отказе от каких-либо уступок современному миру. Они очень апокалиптически настроены и действительно считают, что живут в «последние времена», именно поэтому не будут ничего менять в церковных таинствах. Их логика такая – если обществу что-то не нравится, тем хуже для общества. Они не думают о внешнюю репутацию или отток прихожан. Для них лучше «малое стадо» – то есть малое количество верующих, но которые без сомнений будут придерживаться всех норм, чем широкая поддержка общественности, которая может иметь и свое мнение.

Все те ��мины и трансформации в отношениях с обществом, которые происходят в течение последних 6 лет с УПЦ (МП) является результатом правления именно митрополита Онуфрия и его специфического видения православия. Его предшественник митрополит Владимир (Сабодан) имел несколько более открыты взгляды на мир, что помогало ему строить конструктивный диалог с общественным средой.

Почаев наоборот – квинтэссенция закрытого монашеского православия, где царит примитивная логика православного ритуала. Здесь нет места высокому богословию. Форма важнее смысл. Правильно отправлен ритуал дороже содержание.

Именно поэтому для монахов критически важно доказать, что лавра не является и не может быть местом заражения. Если святыни могут передавать вирус, то упадет вера, основанная на ритуале. Это чревато потерей немалой части верующих, причем именно тех, которые идут в церковь именно за формой, а не за смыслом. То есть потеря основного для «почаївців» электорального ядра. Для клана иерархов-почаївців – это разрушение не только идеологического базиса, но и всей их парадигмы мышления. Это и есть причина того, почему монахи до последнего будут отрицать наличие болезни в лавре.

Кроме того, за последние 6 лет, на фоне конфликта между УПЦ (МП) и украинской государством и обществом, в церкви активно продвигают идею о ее мученичестве и сповідництво. Переходы общин из УПЦ (МП) к ПЦУ, после получения томоса, митрополит Онуфрий характеризует, как захват приходов и буквально говорит о «изгнание церкви в катакомбы».

Теперь же, если власть действительно заставит закрыть храмы, для УПЦ (МП) появится очередной повод рассказывать о катакомбы. Проблема только в том, что коронавирус не воспринимает все эти риторические фигуры речи и очень быстро может сделать из УПЦ (МП), если не придерживаться санитарных норм, то самое «малое стадо» в буквальном смысле.





НА КАСАТЕЛЬНУЮ ТЕМУ:

Журналисты Радио Свобода обратились к полиции за действия охранников Киево-Печерской лавры



Церкви в Украине и карантин. Отдельную позицию заняли в Московском патриархате.

Коронавирус заставляет церкви Украины меняться. Что из этого получится?

Человечество столкнулось с вызовом опасного вируса. Советы главы ПЦУ во время пандемии

УГКЦ и ПЦУ сообщили, как встретят Пасху по условиям карантина

Tags: ЖУРНАЛИСТ, ИДЕЯ, ЛАВР, МИТРОПОЛИТ, МОЛДОВА, МОНАХ, НОВОСТЬ, НОРМА, ОБЩЕСТВО, ОНУФРИЙ, ПРЕЗИДЕНТ, УКРАИНА, ЦЕРКОВЬ, ЦИТАТА
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments