Category: религия

Category was added automatically. Read all entries about "религия".

Гаага • Днепр • Донбас • Донбасс • Насир

Саудовская Аравия впервые за много веков полностью закрыла святыни в Мекке и Медине

Саудовская Аравия впервые за много веков полностью закрыла святыни в Мекке и Медине


В Саудовской Аравии впервые за много веков через пандемию коронавірусної инфекции COVID-19 власти полностью закрыли на неопределенный срок две главные исламские святыни – мечети в Мекке и Медине. Еще 17 марта саудовские власти запретили молитвы во всех мечетях.

По последним данным, в Саудовской Аравии на COVID-19 заболели около 300 человек. Королевство полностью закрыло свои внешние границы для всех иностранцев, в том числе паломников, которые намеревались осуществить так называемый «малый хадж», возможен не только в месяц, специально для этого предназначенный.

Большинство мечетей во всем мире сегодня закрыты из-за угрозы распространения вируса нового типа. Некоторые мусульмане выходят на молитвы рядом со своими домами или рядом с закрытыми мечетями.
Гаага • Днепр • Донбас • Донбасс • Насир

Человечество столкнулось с вызовом опасного вируса. Советы главы ПЦУ во время пандемии

Человечество столкнулось с вызовом опасного вируса. Советы главы ПЦУ во время пандемии
(Рубрика «Точка зрения») Глава ПЦУ митрополит Киевский и всея Украины Епифаний

Все человечество столкнулось с вызовом распространения опасного вируса. Это действительно большая угроза физическому здоровью, однако она обозначила и много духовных вызовов, которые встают перед человеком. И они также опасны для нас, ведь поражают не тело – а душа. А мы созданы для вечной жизни и всегда должны помнить об этом здесь, на земле, даже когда стоим перед лицом страха. Важно устоять и не поддаться ему, ведь: «В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх, ибо в страхе есть мучение. Тот, кто боится не совершен в любви» (1 Ин. 4: 18). Конечно, в это время стоит избегать массовых мероприятий, рукопожатий и объятий; не подвергать опасности других, когда заболели

Безусловно, должны быть внимательными к своему здоровью и своих ближних, в коем случае не пренебрегать правилами поведения в период пандемии, выполнять рекомендации органов здравоохранения. Однако при этом не поддаваться панике, не позволять тревоге и страху завладеть сердцем и умом, ведь тогда человек теряет контроль и не способен принимать рациональные решения. Она становится слабой и беспомощной, руководствуется в основном эмоциями и инстинктами, а не здравым смыслом и милосердием. В таком состоянии мы сможем противостоять любой болезни? Не поддавайтесь гневу через карантин и разрушенные планы

В этот период важно остерегаться не только поражения болезнью, но и причинение вреда своему ближнему, когда откажем в помощи или будем подозрительно и недоброжелательно относиться друг к другу. Конечно, в это время стоит избегать массовых мероприятий, рукопожатий и объятий; не подвергать опасности других, когда заболели и имеем признаки гриппа, и обязательно за малейших проявлений симптомов сообщать врачей в дистанционном режиме, чтобы избежать любых рисков распространения болезни. Также мы не можем осуждать людей, которые заболели через коронавирус. Должны молиться за их выздоровление и за здоровье врачей, которые продолжают выполнять свою работу в сложных обстоятельствах. Пусть этот период будет возможностью для саморазвития, ведь теперь освободился время для того, что мы, возможно, откладывали «на потом»

Не поддавайтесь гневу через карантин и разрушенные планы, не стоит впадать в отчаяние из-за отложенные дела. Если сдержим всех мер безопасности – впоследствии, с Божьей помощью, сможем реализовать запланированное даже с большим энтузиазмом и внутренними восстановленными силами. Пусть этот период будет возможностью для саморазвития, ведь теперь освободился время для того, что мы, возможно, откладывали «на потом»: время на большее внимание к молитвенному общению с Богом, к своей духовной жизни, к покаянию, к познанию Слова Божьего, до разговоров с родными, или до прочтения книг или совершенствования знаний иностранного языка. Это, наконец, время для духовного уравновешивания, ведь в бешеном ритме ежедневных дел, мы забываем о состоянии нашей души. Поэтому это возможность для всех в период Великого поста действительно переосмыслить стиль своей жизни, достаточно ли в нем места для Бога, не пошатнулась вера перед страхом, или мы собираем себе сокровища на небе, а не только на земле. Самый большой вызов перед нами – или мы останемся людьми, которые руководствуются ценностями добра, достоинства, любви

Перед миром и Украиной, действительно, появились большие испытания – в сфере экономики и здравоохранения. И самый большой вызов перед нами – или мы останемся людьми, которые руководствуются ценностями добра, достоинства, любви. Вопрос в том, мы поддадимся страху и панике, используем ли эти вызовы во время Великого поста, чтобы стать лучше, духовно усовершенствоваться. Приложив усилия и выполнив рекомендации компетентных органов, сделаем необходимое для безопасности ближних и собственной, а также молитвенно просим Бога о Его милосердии, к чему призывает нас слово Писания: «Надейся на Господа в скорбях твоих, и Он поддержит тебя. Никогда не даст Он упасть праведнику» (Пс. 54: 23).

Глава ПЦУ митрополит Киевский и всея Украины Епифаний «Путин хорошо понимает, что такое «армия, язык, вера» Украины»
Гаага • Днепр • Донбас • Донбасс • Насир

Вселенский патриархат через COVID-19 постановил прекратить все богослужения и таинства до конца март

Вселенский патриархат через COVID-19 постановил прекратить все богослужения и таинства до конца марта


Из-за распространения коронавирус в мире Вселенский патриархат 18 марта принял решение о приостановлении всех божественных литургий, церковных событий и обрядов до конца марта, говорится в коммюнике Вселенского патриархата.

«Мы повсеместно заявляем наше церковное решение и обязательства прекратить все богослужения, события и обряды, за исключением частной молитвы в церквях, которая останется открытой, до конца марта. Это ограничение будет позже пересмотрено, соответственно до развития пандемии, вызванной вирусом», – говорится в документе.

В коммюнике также говорится, что все патриаршие и автономные монастыри будут продолжать проводить регулярные богослужения для своих монашеских общин, но посторонним паломникам и посетителям участие в них запрещается.

Вселенский патриархат обратился с призывом ограничить поездки и оставаться дома ради собственной безопасности и защиты других. Коронавирус заставляет церкви Украины меняться. Что из этого получится?

Накануне стало известно, что представители разных религиозных организаций и церквей в Украине рассматривают возможность онлайн-богослужений-за угрозы распространения коронавирус. Одной из первых такую практику предложила УГКЦ, которая несколько лет в своем главном храме, в Патриаршем соборе в Киеве, предоставляет верующим такую возможность.

12 марта в Украине начался карантин из-за угрозы эпидемии коронавірусної инфекции и для недопущения его распространения. Он продлится три недели – до 3 апреля.

На сегодня в Украине официально подтверждены 16 случаев заболевания COVID-19 (Черновицкая (10), Житомирская (1) Киевская (2), Донецка (1) области и Киев (2); два человека умерли. Православная церковь Украины призывает дезинфицировать и не целовать святыни через коронавирус
Гаага • Днепр • Донбас • Донбасс • Насир

Коронавирус заставляет церкви Украины меняться. Что из этого получится?

 Коронавирус заставляет церкви Украины меняться. Что из этого получится?
(Рубрика «Точка зрения»)

Распространения коронавирус, который вызывает заболевания COVID-19, заставило государство ввести беспрецедентные меры безопасности. В Украине сейчас закрыты развлекательные заведения, кафе, рестораны, магазины, словом все, кроме аптек и продовольственных магазинов. Кабинет министров также ограничил деятельность церквей и религиозных организаций. На время карантина молитвенные собрания должны быть ограничены количеством не больше 10 человек. Однако в среде украинских верующих продолжаются значительно более глубокие и изощренные дискуссии.

Одна из главных тем – может ли церковь, как сакральное пространство, быть местом передачи вируса? Кажется так, что сейчас уже никто не воспринимает храмовое пространство как меловой круг из гоголевского «Вия», способное защитить от любой нечисти. Большинство уже даже согласилась с мыслью, что на поверхности икон или стекла, которое их защищает, могут собираться бактерии. Об этом косвенно свидетельствуют рекомендации украинских церквей или вообще воздержаться от целования образов, заменив это на поклон, или на протирание икон спиртовыми растворами. Первый способ ввели в ПЦУ и УГКЦ, второй в УПЦ (МП).

Однако главные дебаты не об этом. Больше всего копий сломано вокруг темы причастие. Для православных и католиков причастие – это самое главное церковное таинство. Согласно официального вероучения обеих церквей, в этом религиозном действе присутствуют реальные тело и кровь Иисуса Христа, которые под видом хлеба и вина.

И все бы ничего, но сам способ причастия не всегда является гигиеничным. Это в большей степени касается православных, и в меньшей степени католиков. Последние, что латинского, что византийского обряда, принимают причастие почти без контакта церковной ложки с ротовой полостью. Для этого человек подходя к священнику запрокидывает голову назад и широко раскрывает рот, а батюшка осторожно вбрасывает причастие. У православных по-другому. Там священник вкладывает человеку ложку до рта и съедает причастие так же, как и любую другую еду, которую люди потребляют столовыми ложками. И так одной ложкой причащают всех.

Так вот, православные верующие реально разделились на два лагеря – одни считают, что тело и кровь Иисуса могут передать вирус, а другие это категорически опровергают и вообще считают богохульством. Примечательно, что верующие даже не спорят, действительно ли вино и хлеб является телом и кровью Иисуса?

Сторонники первой группы считают, что причастие не является дезинфектором и не работает по принципу хлорки, а потому вирус может передаться через ложку. У богословов, которые разделяют это мнение, более изысканное обоснования. Поскольку причастия являются телом и кровью Иисуса, а он был богочеловеком, то и причастие должно, как божественные, так и человеческие качества, а, следовательно, может переносить вирус. Православный магизм

Представители второй группы не соглашаются с этими аргументами, в противовес приводя церковный опыт – мол всегда все причащались и никто не болел. При этом они приводят цитату из Священного Писания «По вере вашей да будет вам» (Мф. 9:29).

Аналитики уже охарактеризовали этот спор, как противостояние «городского» и «сельского» православия. Разделение конечно же не географическое, а в сущности и принципах. Что является ядром христианской религии: ценности или магизм ритуалов?

К сожалению, магическое восприятие распространено не только среди православных верующих, но и у значительной части духовенства и епископата. Причина – низкое качество духовного образования. Находясь вне канонического общения, представители УПЦ КП и УАПЦ не имели возможности ездить на обучение в зарубежных духовных школ. Да и внутренняя ситуация в этих церквях этому не способствовала. Филарет не любил «очень умных», потому что не терпит конкуренции, а в УАПЦ было столько проблем, что им было не до качества духовного образования. В УПЦ (МП) с образованием было немного лучше, но общее направление умных нужно было использовать против конкурирующих церквей, а потому на широкое религиозное просвещение надлежащих сил не хватало. У нас, к сожалению, еще большинство учебников для семинаристов – дореволюционные. Я имею в виду события 1917 года. То что же мы хотим от нашего духовенства и епископата? Новая реформация?

Пандемия коронавирус похоже может повлиять на религиозную среду гораздо сильнее, чем просто дискуссия о причастии. Церкви вплотную приближаются к серьезных дебатов, которые будут касаться самого их фундамента. Что есть церковь? Для чего существует церковь? Раньше эти вопросы волновали ограниченный круг богословов, поскольку широкие массы удовлетворялись ритуальным.

С введением карантина, когда значительное количество храмовых сооружений будет закрыт, а богослужения перейдет в онлайн. О чем церковь может говорить онлайн? Готово ли духовенство не только совершать ритуалы, но и давать людям смыслы? Карантин потребует нового проповедничества. Причем не банальной риторики о том, что можно в пост, а чего нельзя. И не общие фразы о необходимости покаяния. Люди ждут советов по очень материальным вопросам – кто-то потеряет близких через пандемию, кто-то обанкротится, а кого уволят по сокращению. На все эти душевные переживания надо будет давать ответ. И ответ онлайн, где внимание человека значительно менее концентрированная чем в храмовом пространстве. В этих условиях церквям придется заново обосновать актуальность таинств и ритуалов. Смысл или форма? Ценности или ритуалы? Отношение к ближнему или свеча?

Я не выступаю против церковных ритуалов и не призываю их отменять, я лишь отмечаю, что в церкви ожидает серьезная дискуссия. Что является главным, а что второстепенным? Что основа веры, а что позже нашарування? Что в церкви от Христа, а что – результат социокультурного развития Античности, Средневековья, Просвещения, Нового и Новейшего времени?

Я понимаю, что в поздней Античности и Средневековье вином дезинфицировали раны, но это ли повод сейчас утверждать, что таинство соборования реально улучшает физическое здоровье и лечит от физических болезней? Если соборование или причастия не укрепляют здоровье (а именно за тем шло 90% верующих), то для чего тогда эти таинства?

Смысл или форма? Ценности или ритуалы? Отношение к ближнему или свеча? Ответы на эти вопросы, причем именно в таком антагонистическом формулировке, – вот величайший вызов церквям в эпоху коронавирус. Церковная речь древней Украины – исследование первоисточников

И поверьте мне, вопрос языка богослужения, платков, скамеек или календаря религиозным институтам покажутся цветочками, в связи с дискуссиями о глобальном – что есть Церковь?

P. S. Чем скорее та или иная религиозная институция поймет глубину вызовов, которые перед ней стоят, – тем лучше для самой такой религиозной организации. И так, мы на пороге евангелизации (или как говорят противники этого процесса – протестантизации) православия. И похоже этот процесс неотвратим

Дмитрий Горевой – религиовед Архистратиг Михаил – небесный командир» украинского войска
Гаага • Днепр • Донбас • Донбасс • Насир

Офис генпрокурора расследует притеснения священников ПЦУ на оккупированных территориях

Офис генпрокурора расследует притеснения священников ПЦУ на оккупированных территориях


Офис генерального прокурора начал расследование о вероятном нарушении законов и обычаев войны оккупационными силами в Донецкой области на основании обращения Донецкой епархии Православной церкви Украины. Об этом говорится Офис сообщил 18 марта.

Расследованием занимается Департамент надзора в отношении преступлений, совершенных в условиях вооруженного конфликта.

«В указанном обращении указано о систематическом применении боевиками физического и психологического насилия в отношении мирян и духовенства Украинской православной церкви Киевского патриархата (после 15 декабря 2018 года – Православной церкви Украины, далее ПЦУ), незаконное лишение свободы священнослужителей, завладение имуществом религиозных общин, в том числе зданиями храмов, осуществление препятствования в проведении церковной службы в храмах и тому подобное», – заявляют в ОГП.

УПЦ (МП) остается неотделимой от русского государства – Крапивенко (обзор прессы)

Кроме того, по данным прокуроров, боевики похитили и подвергли физическому насилию двух священников за организацию медицинской помощи раненым украинским военным.

«Указанное грубо нарушает требования Конвенции о защите гражданского населения во время войны, которыми среди прочего определено, что оккупационная держава должна позволять религиозным служителям оказывать духовную поддержку их единоверцам, а лица, находящиеся под защитой, имеют право при любых обстоятельствах на личное уважение, уважение своей чести и религиозных убеждений», – говорится в сообщении генеральной прокуратуры.

В начале января 2020 года предстоятель ПЦУ Епифаний в интервью Радио Свобода рассказал, что священнослужителей ПЦУ на оккупированной части Донбасса запугивают и требуют сменить регистрацию. Получить Adobe Flash Player Embed Епифаний о признании ПЦУ, статус патриархата и давление РПЦ Embed The code has been copied to your clipboard. width px height px Поделиться на Facebook Поделиться в Twitter The URL has been copied to your clipboard No media source currently available 0:00 0:42:18 0:00 СКАЧАТЬ 270p | 121,3 MB 360p | 190,4 MB 404p | 246,8 МБ 1080p | 963,1 MB Война и миротворчество от УПЦ (МП): чего не учел советник секретаря СНБО Сергей Сивохо?

Гаага • Днепр • Донбас • Донбасс • Насир

«Масок не носим, Иоанн и Богородица защищают». В Казанском соборе Санкт-Петербурга целуют мощи и вир

«Масок не носим, Иоанн и Богородица защищают». В Казанском соборе Санкт-Петербурга целуют мощи и вируса не боятся
Юрий Баранюк

В Казанском соборе Санкт-Петербурга в эти дни многолюдно. 10 марта туда привезли, как утверждают, частицу мощей Иоанна Крестителя. Верующие выстроились в очередь, чтобы приложиться к святыне. Об эпидемии коронавирус, советы Всемирной организации здравоохранения и отечественных эпидемиологов, кажется, никто и не думает. Наиболее верующие обеспокоены тем, когда мощи отвезут обратно в Израиль.



В храме в эти дни все усиленно протирают. Кроме ковчега с мощами Иоанна Крестителя, в Казанском соборе много святынь для поклонения. А еще причащают людей с одной ложки, просфору запивают из общей посудины.

Большинство верующих говорят, что опасности никакой не чувствуют и коронавирус не боятся: – Не боюсь! Потому что Матерь Божия со мной. – Который коронавирус? О чем вы говорите? Посмотрите – все пусто, никаких китайцев, очень все замечательно. Масок мы не носим, поэтому нас Иоанн защищает, Богородица. – Это все божественно, это прекрасно, что я сюда попала. Я благодарю Бога. Рада, что так много молодежи. Я просто вышла в таком состоянии, что жить хочется! Православная церковь Украины призывает дезинфицировать и не целовать святыни через коронавирус



Большинство посетителей храма – люди старшего возраста. Как раз они находятся в группе риска. Смертность от коронавирус среди пациентов старше восьмидесяти лет – выше 14%.

Как вести себя верующим, чтобы не заразиться коронавирусом, в Священном синоде решили еще 11 марта. Людям предложили самостоятельно оценить собственное здоровье и, если есть тревожные симптомы, задуматься, чем это грозит другим прихожанам. Тем же, кто решит прийти в храм, следует учитывать эпидемиологическую обстановку в мире. Коронавирус и церковь: традиционалисты защищают священную ложечку



«В храмах проводится регулярная влажная уборка, киоты икон и святынь, включая ковчегами с мощами, протираются регулярно специальными антисептическими растворами. В то же время людей, которые приходят в храм, также информируют священнослужители о том, что нет никакой обязательности, никто не заставляет никого прикладываться губами, чтобы почтить святыню», – отметила руководитель сектора коммуникаций информационного отдела Санкт-Петербургской епархии Наталья Родоманова.

Вскоре в Петербургской епархии обещают написать дополнительные правила. Информацию опубликуют на сайте метрополии.





В России, по официальным данным на 18 марта, заболели на коронавирус 147 человек, вылечившихся 8.
Гаага • Днепр • Донбас • Донбасс • Насир

Коронавирус и церковь: традиционалисты защищают священную ложечку

 Коронавирус и церковь: традиционалисты защищают священную ложечку


Усилия с целью замедлить распространение коронавирус вновь разожгли тысячелетние споры в христианстве.

Имеют ли православные священники использовать общую ложечку, подавая верующим причастие?

Спор снова приобрела актуальность в время, когда беспрецедентные ограничительные меры через коронавирус заставляют религиозные институты во всем мире временно изменять некоторые традиционные практики.

Среди таких практик – совместные молитвы больших собраний людей, обнимание друг друга на службах Божьих, целование крестов и икон или участие в таких религиозных ритуалах, как причастие, или евхаристия – употребления освященных хлеба и вина, символизирующих тело и кровь Христовы.

В Италии, где по всей стране действующий запрет выходить из дома без достаточно уважительных оснований с целью ограничить распространение коронавирус, Ватикан временно сделал закрытыми церковные мероприятия накануне Пасхи, которая по григорианскому календарю в этом году празднуется 12 апреля.

Некоторые римо-католические храмы в Италии могут оставаться открытыми для индивидуальной молитвы, но все массовые богослужения на время карантина запрещены.

В Италии на этот момент больше всего зараженных во всем мире, а число умерших от коронавірусної болезни второе в мире после Китая: уже более 2500. Православная церковь Украины призывает дезинфицировать и не целовать святыни через коронавирус

Но распространения коронавирус не пошатнуло позиции православной церкви в России, где живет значительная доля православного населения мира.

«Я вам точно скажу, что мы не будем ни закрывать храмы, ни отменять богослужения» в любом случае, независимо ни от какого возможного уровня распространения коронавирус в России, сказал в эфире государственного телеканала «Россия-24» председатель отдела внешних церковных связей Московского патриархата РПЦ митрополит Иларион (Алфеев).

Но много православных церковных лидеров соглашаются на некоторые мероприятия, имеющие целью защитить верующих от заражения коронавирусом или его распространения.

В Украине православные церкви-соперники советуют верующим дезинфицировать образы и кресты, прежде чем целовать их, либо временно воздержаться от целования или прикосновения к святым реликвиям, как то привычно.

Но консерваторы-традиционалисты в православных рядах, от Тбилиси до Афин, выступают против отмены массовых мероприятий или изменения извечного обычая подавать причастие общей для всех ложечкой.

Это вызвало беспокойство чиновников в области здравоохранения накануне Пасхи, что его православные празднуют в этом году 19 апреля. «Примите, ешьте» – ложкой?

Причастие, или евхаристия – один из главных ритуалов и православной, и католической обедни.

Это церемония, во время которой священник определенным образом освящает хлеб и вино, а затем подает их своим прихожанам.

А они потребляют те хлеб и вино, и верят, что таким образом потребляют тело и кровь Христовы в знак единения с Господом. Так, по библейскому преданию, Иисус Христос сделал своим 12 ученикам на Тайной вечере накануне своего ареста, а потом и распятие. В Евангелии от Матфея этот момент Тайной вечери изложено так: «когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и давал ученикам Своим, и сказал: Примите, ядите; сие есть тело Мое. И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: Пейте из нее все, ибо сие есть кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов!»

В большинстве римско-католических обрядов верующие пьют освященное вино из общей чаши.

Православные священники обмакивают освященный хлеб в чашу с вином и с помощью ритуальной ложечки подают эти промоченные вином хлебные крошки в рот верующим.

Религиоведы отмечают, что использование обрядовой ложечки для причастия было одним из вопросов, которые стали причиной Великой схизмы 1054 года, что разделила христианскую большинство на нынешних католиков и православных.

Как говорят историки, традиция использовать ложечку возникла в течение VII века в Византии и стала нормой для восточных церквей до XI столетия.

Кардинал Гумберт из Сильва-Кандиды, главный секретарь папы Римского на время Великой схизмы, 1053 года остро раскритиковал обычай причащать ложечкой.

В своем сочинении он написал, что Христос на Тайной вечери не говорил своим ученикам: «Примите, ешьте ложкой!» Распространение болезни?

Сейчас, почти через тысячу лет, те, кто выступает против общей ложечки, привлекли к этому внимание врачей и специалистов в области здравоохранения, которые отмечают, что такая практика несет риск распространения коронавирус.

И хотя такие преимущественно православные страны, как Россия и Грузия, ввели некоторые меры против крупных скоплений людей, ни одна из этих стран не запретила религиозных собраний, оставив решение относительно мер для охраны здоровья церковным руководителям.

Русская православная церковь 12 марта призывала своих верующих к некоторых таких мероприятий во время религиозных церемоний. Среди них – дезинфекция образов перед целованием ли доторканням к ним, а также возможность принести на причастие собственный посуду.

Как сказал митрополит РПЦ Иларион 7 марта, православные верят, что вирусы и болезни не могут передаваться через причастие.

«Но если дело дойдет до каких-то запретов или каких-то рекомендаций, которые мы будем обязаны выполнять, то я не исключаю того, что в некоторых случаях, например, будут использоваться одноразовые ложечки для причастия», – сказал он в своей еженедельной передаче на канале «Россия-24».

А тем временем РПЦ дальше продовжує использовать для причастия общую ложечку.

Грузинская православная церковь отвергла призывы перестать использовать для причастия общую ложечку.

Грузинские церковные деятели, как митрополит РПЦ Иларион, говорят, что заразиться коронавирусом в такой способ невозможно, так же ложечка окунается в освященное вино.

Кое-кто утверждает, что метафизические свойства этого ритуального вина просто исключают распространение болезни.

Также православные священники из России, Беларуси и Грузии утверждали, что ритуальное вино содержит достаточно спирта, чтобы все болезни сгинули.

Но медицинские эксперты отвергают это.

Они отмечают, что самое крепкое крепленое вино содержит не более чем 20 процентов спирта, а большинство вин – ближе к 12 процентов.

К тому же вино для причастия обязательно разбавляется водой, и этот момент имеет специальное богословское обоснование.

Американский Центр контроля и предотвращения заболеваний обращает внимание, что этиловый спирт, содержащийся в крепких алкогольных напитках, действительно может уничтожать некоторые менее агрессивные вирусы. Но чтобы подействовать на такой вирус, как гриппа, концентрация спирта должна быть не менее 60-80 процентов.

И, несмотря на аргументы о метафизическая защита, Грузинская православная церковь объявила 14 марта, что решила дезинфицировать иконы и кресты, которые целуют верующие.

Она также сообщила, что временно разрешает верующим приносить с собой собственную посуду, чтобы принимать причастие. Грузинское, румынское, греческое, болгарское православие едины: ложка – одна для всех!

Но грузинские православные священники при этом продолжают пользоваться одной ложечкой, чтобы подать причастие в собственный посуду тех верующих, кто его принесет.

А кто не принесет – получит с той же ложечки прямо в рот. Тем временем много грузинских верующих продолжают настаивать на том, чтобы получать причастие непосредственно с обрядовой ложечки.

Румынская православная церковь объявила о «чрезвычайные меры» против коронавирус 28 февраля. Она говорит, что верующие могут, как исключение, попросить священника воспользоваться собственной ложкой», чтобы получить причастие, а не общей, как требует традиция.

В Греции, где есть одна из древнейших и самых влиятельных ветвей православного христианства, в спор о ложечку вмешалась Федерация профсоюзов клинических врачей.

Она предупредила, что из введенных государственных предписаний по охране здоровья не может быть никаких исключений «из религиозных, обрядовых или метафизических соображений».

Но Священный синод Элладской православной церкви в Греции отвергает совет врачей своими аргументами, общими с другими православными традиционалистами.

Церковь заявляет, что вставки обрядовой ложечки с освященным вином в роты верующих «явно не может вызвать распространение болезни».

Причастие греческая церковь называет «актом любви», что преодолевает страх, и обещает продолжать давать причастие «с уверенностью, что оно соединяет нас с жизнью и бессмертием».

Болгарская православная церковь также уверяет своих верующих, что заразиться коронавирусом, принимая освященное вино общей ложечкой, никак не возможно.

«Священные таинства не могут быть носителем заражения или любой болезни», – заявил патриарх Болгарский Неофит 11 марта в письме к болгарских верующих и клира.

Этого письма резко осудили критики в Болгарии, такие, как Любомир Аламанов, пиар-консультант из Софии.

«Это абсолютно неприемлемо утверждение, что граничит со средневековым навіженством и грустью о финансовые потери», – написал он в фейсбуке. В подготовке материала приняли участие Грузинская, Российская, Украинская, Белорусская, Болгарская, Румынская, Молдавская и Балканская службы Радио Свобода

Гаага • Днепр • Донбас • Донбасс • Насир

В Грузии священники освящают улицы Тбилиси, чтобы предотвратить коронавирус – видео

В Грузии священники освящают улицы Тбилиси, чтобы предотвратить коронавирус – видео


Грузинские священники 17 марта освятили главные улицы столицы Тбилиси святой водой, чтобы таким образом попросить Бога о защите от пандемии коронавирус. В Грузии 34 случая заболеваний на эту инфекцию. Один пациент выздоровел и более 1000 человек находятся в карантине. (Видео Грузинской редакции Радио Свобода)

Гаага • Днепр • Донбас • Донбасс • Насир

В Ливане нашли уникальное Евангелие Ивана Мазепы арабском языке, выданное в Алеппо

 В Ливане нашли уникальное Евангелие Ивана Мазепы арабском языке, выданное в Алеппо
Андриана Белая

За историей обретения Евангелия, изданного на арабском языке на деньги гетмана Ивана Мазепы, можно снять целый документальный детективный сериал. Ценное Евангелие напечатали в 1708 году в Алеппо, а нашли в конце 2019 года во время посещения Баламандського монастыря недалеко от Триполи в Ливане. Как удалось найти уникальное издание? Что это было за время, когда гетман украинских казаков давал деньги на издание на арабском языке «священного писания»? И какие исторические параллели можно здесь увидеть?

Гетман Казацкого государства, Левобережной и Приднепровской Украины Иван Мазепа хотел независимости украинской православной церкви от Москвы и для этого пытался заручиться поддержкой христиан арабского мира. Ценное Евангелие, по мнению гетмана, должно стать символом укрепления союза с Антіохійською православной церковью. Контакты Гетманщины с православным Востоком

Отношения между украинской православной церковью и православием Востока являются давними.

В 1656 году Киев посетил Антиохийский патриарх Макарий. На Ближний Восток он взял с Киева переданную ему митрополитом Сильвестром частицу мощей Святой Варвары.

Наиболее весомого значения отношения церквей приобрели во времена гетмана Ивана Мазепы. Поскольку Украинская православная церковь в то время находилась под главенством Московского патриархата, стратегическая линия Мазепы была направлена на то, чтобы укрепить украинскую церковь как государственную церковь Гетманщины. Сделать это можно было путем обоснования перед патриархами Ближнего Востока неканоничности перехода Киевской митрополии под покровительство Московского патриарха в 1686 году

Ради этого гетман активизировал отношения с православным Востоком: оказывал существенную поддержку патриархам Константинопольскому, Александрийскому, Антиохийскому, Иерусалимскому; пожертвовал 50 тысяч золотых и 30 тысяч дукатов на восстановление Великой Лавры преподобного Саввы Освященного в Иерусалиме; подарил золотую чашу, лампаду, серебряный алтарь храма Гроба Господня (стоимостью 20 тысяч золотых).

Дружеские взаимоотношения между гетманом Мазепой и Антиохийским патриархом и заодно Алеппським митрополитом Афанасием IV Даббасом и начались как раз именно тогда, когда патриарх совершал миссии на территории Валахии, Молдовы и Украины в поисках поддержки для православной церкви Востока.

Иван Мазепа был одним из тех меценатов, кто оказал реальную помощь православным христианам арабского мира. Результатом щедрой поддержке гетмана стало издание в январе 1708 года в Алеппо за средства Мазепы, но в типографии, которая была подарена арабским православным христианам господарем Валахии К. Брынковяну, – Евангелие на арабском языке.

На издание Евангелия, которое было подарком Мазепы Антиохийской церкви, гетман предоставил 3000 золотых, а до этого выделил еще 3000 на поддержку Антиохии.

О существовании «Евангелия» ученым было известно давно. В 1942 году историк Николай Андрусяк в очерке «Гетман Иван Мазепа как культурный деятель», изданном в Праге, писал: «Сохранились до наших дней экземпляры арабского Евангелия, изданного на средства Мазепы в Алеппо в 1708 году для богослужебного обихода православных сирийцев». В 1993 году научная экспедиция НАНУ в поисках «Евангелия» отправилась по маршруту Батурин-Киев-Бендеры-Варница-Яссы-Галац. В Бухаресте, который был последним местом назначения экспедиции, было обнаружено экземпляр арабского «Евангелия». В 2009 году украинский исследователь и дипломат Теофил Рендюк сделал в библиотеке Румынской академии качественную фотокопию сплошного текста «Евангелия» Ивана Мазепы арабском языке, и привез его электронный вариант в Украине. Выяснилось также, что в Алеппо в 1706-1708 годах было напечатано несколько изданий «Евангелия», причем при поддержке ряда спонсоров, среди которых уже упоминавшийся Константин Брынковяну и Иван Мазепа. Несколько лет назад, возглавив дипломатическую миссию углубления украинско-ближневосточных отношений, Игорь Осташ, чрезвычайный и полномочный посол Украины в Ливане и ученый, начал поиски арабского экземпляра «Евангелия» на территории Ливана, который также принадлежит к территории Антиохийского патриархата.

«Когда Я приехал сюда и узнал об истории этого Евангелия, которое было напечатано в Алеппо, то я понял, что это уникальное Евангелие надо искать здесь, в Ливане. Мне стало также интересно, эти «щедрые дары» в виде книг широко использовались здесь, на территории Антиохийского патриархата? Как они здесь распространялись по церквям и монастырям, или пригодились местным священнослужителям?» – рассказывает Игорь Осташ. И вот, в конце 2019 года – года, когда Православная церковь Украины (ПЦУ) получила томос и стала независимой от Москвы – во время посещения Баламандського монастыря, в специальном Центре консервации старопечатных книг была обнаружена раритетная находка.

«Выяснилось, что один сириец из Латакии обратился в мастерские с просьбой о реставрации книги... Трудно передать ощущения в тот момент, когда мы держали в руках эту историческую реликвию. Благодаря этой находке экземпляра «Евангелия» на территории Антиохийского патриархата мы присоединились к тех немногих украинцев и исследователей, которые все-таки держали его в руках», – пояснил посол Осташ.

На титульном листе раритетного Святого Писания, которое хранится в Бухаресте, и которое описал Теофил Рендюк, указано:

«Книга Чистого Святого Евангелия, яркого сияющего факела четырех духовных евангельских сподвижников апостолов Матфея, Марка и дорогих предсказателей Луки и Иоа��на, напечатанная недавно на средства знаменитого пана гетмана Ивана Мазепы, в поисках награды Божьей и покаяния и это в году тысяча семьсот восьмом от Рождества Христова в месяце январе».

Следующая страница «Евангелие» содержит слова благодарности Мазепе, высказанные патриархом Афанасием греческом языке: «Просвещение Божьих слов сделал понятным для верующих страны Арабов... Спаситель многочисленных душ». Віршовою благодарностью патриарх возвеличивает гетмана, благословляет молитвой, подчеркивает достоинства. Красноречиво, как в обращении к Мазепе, Афанасий Даббас называет гетмана «любимым нашим духовным сыном», что свидетельствует о глубокое уважение и благоволение перед действиями Ивана Мазепы.

Однако Евангелие начала XVIII века, найденное несколько месяцев назад в Ливане, оказалось как раз без этих вступительных страниц с благодарностью патриарха Антиохийского.

Поиски исследователя и дипломата Игоря Осташа продолжились в монастыре Святого Иоанна в Хиншарі. Это один из первых центров книгопечатания на Ближнем Востоке, и монастырь, теперь тоже связан с именем Ивана Мазепы. Буквально несколько дней назад исследователь сообщил, что в монастыре Святого Иоанна найдено еще два экземпляра Евангелия, напечатанного в городе Алеппо печатником Абдаллой Захером.

«За время наших поисков мы нашли несколько Евангелий и, к сожалению, все они являются неполными. Время сделало свое дело. Надо понимать, что в отличие от музейных экземпляров, эти Евангелия еще до последнего времени использовались священнослужителями. И в этом вся их ценность. Это означает, что миссия Мазепы достигла успеха. Даже через 300 лет мы видим последствия его благородного дела», – отмечает посол Игорь Осташ. Сегодня мы проводим текстологические и графологические исследования. Они будут опубликованы вместе с Библией Игорь Осташ

«Что мы можем сказать точно на сегодня, – продолжает он, – Евангелие от Иоанна Мазепы печатал Абдалла Захер, который здесь, в Ливане, считается первопечатником. Его фигура – еще одна ниточка между Ливаном и Украиной. В разных Евангелиях не хватает разной количество страниц, но в основном больше потерь – среди первых и последних страниц. Мы поняли, что практически невозможно найти две одинаковые Библии. Тираж печатался примерно в течение года и на протяжении этого времени очень часто изготавливали новые буквы и элементы шрифтов. Но мы не останавливаемся в наших поисках. Запланировано посещение еще одного монастыря, о некоторых вещах мы сейчас не можем говорить, учитывая современную политическую ситуацию. Одно могу сказать точно: издание «Евангелия» будет осуществлен в этом году. Относительно текста, то сегодня мы проводим текстологические и графологические исследования. Они будут опубликованы вместе с Библией».

Игорь Осташ хочет исследовать все найденные напечатанные тексты «Евангелия» на арабском языке, особенно издание с предисловием, в котором Афанасий Даббас выражает благодарность гетману Ивану Мазепе. Наша сверхзадача – издать и подарить всем антиохийским иерархам всех конфессий экземпляр этой книги Игорь Осташ

«Этот панегирик должно быть в учебниках украинской истории. Насколько высоко был оценен этот подарок и такую важную поддержку со стороны гетмана. И мы должны на этом фокусироваться. Мы хотим привлечь многих людей, которые интересуются историей издания этого Евангелия. И наша сверхзадача – издать и подарить всем антиохийским иерархам всех конфессий экземпляр этой книги, которую мы называем – «Евангелие от Ивана Мазепы», – говорит посол Украины в Ливане Игорь Осташ.

Издание Евангелия пришлось на время, что предшествовало трагическим событиям в истории Гетманщины. Представители Антиохийского патриархата отправились в Батурин, чтобы подарить «Евангелие» своему покровителю Ивану Мазепе, но не успели...

Посланник русского царя полностью сжег Батурин и уничтожил его жителей. Российская резня в Батурине: что произошло 310 лет назад?

Параллельно с исследованием начаты съемки документального фильма о Евангелии от Мазепы, где автор Игорь Осташ вместе с режиссером Станиславом Литвиновым хотят рассказать увлекательное путешествие этого издания в веках, а также об уникальной фигура Абдаллы Захера, печатника Евангелия, как еще одну ниточку исторической связи между Ближним Востоком, теперь Сирией, Ливаном и Украиной.

В фильме будут интересные подробности взаимоотношений между патриархом Антиохийским и гетманом Мазепой. А также зрители смогут увидеть уникальные кадры достопримечательностей Ливана – Святой Земли, которые тесно связаны с историей Украины. Королева Анна и Реймское Евангелие объединяют Украину с миром Украинский язык XIII–XIV веков и необычное Лавришівське Евангелие

Гаага • Днепр • Донбас • Донбасс • Насир

Письменное памятник Украинского Полесья. Будет должным образом отмечено 500-летию Евангелия из Нобе

 Письменное памятник Украинского Полесья. Будет должным образом отмечено 500-летию Евангелия из Нобеля?
(Рубрика «Точка зрения»)

Сейчас украинскому сообществу, похоже, не до вопросов культуры. Не так давно внимание масс-медиа было приковано к Новых Санжар и проблем с коронавирусом. А сейчас имеем отставку правительства, генпрокурора. И, соответственно, формирование нового правительства. В конце концов, за последние месяцы мы привыкли к постоянным скандалам – преимущественно политического характера. То какая там культура...

Хотя именно она «цементирует» сообщества, является одним из главных факторов определения идентичности. И в этом «цементировании» важную роль играет «культурное припоминание», собственно, празднования культурных юбилеев. Но наших нынешних власть предержащих, как правило, эти вещи не интересуют.

Совсем недавно имел разговор с ныне действующим депутатом Верховной Рады. Он мне рассказывал, что любит ездить отдыхать на озеро Нобель. Я же ему напомнил, что в этом году исполняется 500 лет со времени написания Нобельського Евангелия. И здесь народный избранник... перешел на другую тему.

Но ведь не хочется, чтобы этот культурный юбилей проигнорировали наши руководители – как проігноровали они в последнее время немало других знаковых юбилеев украинской культуры.

Нобельське Евангелие принадлежит не таких уж многочисленных средневековых письменных памятников, которые дошли до нашего времени. Написано оно было в городке Нобель на Волынском Полесье. Сейчас это село Заречненского района Ровенской области. Названо оно, правда, не в честь Альфреда Бернарда Нобеля. Хотя, возможно, основали это поселение викинги-варяги. Ведь название вроде скандинавская. В конце концов, в полесских говорах встречаем слова из скандинавских языков. Первое упоминание о Нобель встречается в Киевской летописи под 1158 годом

Стоит сказать несколько слов об этом селе. Омывается он водами большого живописного озера, которое также именуется Нобелем. В этой хорошо защищенной водными преградами местности издавна селились люди. В Нобеле найдены стоянки людей еще мезолитического периода. Сейчас деревня как будто живой музей под открытым небом. Здесь можно встретить деревянные дома с вырезанными архаичными, украшенной оригинальным знаками. Сюда приезжают фольклористы, чтобы записать старинные народные песни. А еще это село в летние дни является местом для отдыхающих, которые купаются в Нобеле-озере и ловят рыбу. Нобель в древности был значительным городским центром на Волынском Полесье. В нем существовало пять церквей, при которых действовали школы и писались книги

Первое упоминание о Нобель встречается в Киевской летописи под 1158 годом. Там ведется речь о Небльську волость. То есть Небль (Нобель) на то время был значительным поселением – центром волости. О Небль-огород велась речь в Галицко-Волынской летописи под 1262 годом. Тогда здесь состоялась битва между войском волынского князя Василька Романовича и литовцами.

В общем Нобель в древности был значительным городским центром на Волынском Полесье. В нем существовало пять церквей, при которых действовали школы и писались книги. И вот при одной из них, Николаевской, в 1520 году завершили переписывать Евангелие. В нем, в частности, читаем:

Правда, в книге есть упоминание еще об одной писца – дьяка Леонтия. Вероятно, над книгой работало несколько писцов.

В нее вошли не только четыре Евангелия, но и предисловия к ним, «Соборник», где упоминаются святые, также там указаны недели великого поста, даются указания относительно евангельских чтений. В целом же Нобельське Евангелие является объемной книгой и имеет около 700 страниц.

Судя из приведенного выше записи, книга переписывалась на заказ Симеона Батиєвича – одного из местных чиновников. Пусть вас не удивляет такое имя, которое свидетельствует о татарском происхождении заказчика Нобельського Евангелия. В то время немало татарских воинов оседали на Полесье, становясь землевладельцами-шляхтичами. Они приняли культуру местного народа, делались русинами-украинцами. Например, татарами, которые укоренились на Полесье, были предки известного живописца Наполеона Орды. Также на Полесье было родовое гнездо Достоевских, которые также имели татарские корни.

Нобельське Евангелие свидетельствует о высокий уровень письменной культуры, которая существовала в Украине в эпоху Средневековья. Это одна из древнейших письменных памятников Волынского Полесья. Кстати, недалеко от Нобеля находится город Туров – за времен Украины-Руси центр княжества, где было найдено Евангелие с ХІ века.

Вероятно, Нобельське Евангелие находилось в Нобеле до середины XIX века. В 1856 году в городе Вильно (Вильнюсе) был создан Музей древности, куда стали собирать памятники давно минувших времен. Экспедиции этого Музея осуществлялись и на Волынское Полесье. Похоже, тогда Нобельське Евангелие попало к Свободная. По крайней мере в 1865 году оно уже было там. Тогда эту памятку описал исследователь Петр Гільтебрандт. Сейчас эта книга хранится в Вильнюсе в фондах библиотеки Академии наук Литвы.

Нобельське Евангелие «повторно открыла» для Украины в 2014 году учительница, краевед из Заречненского района Валентина Тумаш. Также немало для «возвращения» этой достопримечательности до украинцев сделал отец Павел Дубинец – уроженец села Нобель, настоятель Свято-Параскевського храма в селе Марочное.

Настойчивость этих неравнодушных людей дала о себе знать. В конце 2019 года за средства благотворительного фонда Василия Яницкого «Наш край» были изготовлены факсимильные копии Нобельського Евангелия. Теперь эта книга может стать относительно доступной для исследователей и почитателей украинской старины.

До июня, когда исполнится 500-летию Евангелия из Нобеля, еще есть время. Хотелось, чтобы государственные институты обратили внимание на эту дату. Ведь у нас, здкажется, есть Министерство культуры...

Петр Кралюк – председатель Ученого совета Национального университета «Острожская академия», профессор, заслуженный деятель науки и техники Украины Украинский язык XIII–XIV веков и необычное Лавришівське Евангелие Королева Анна и Реймское Евангелие объединяют Украину с миром Тест на государственность: Музей редкой книги в Нежине подает пример другим